Курс на построение «Справедливого Казахстана», объявленный Президентом Касым-Жомартом Токаевым, стал основой масштабных политических реформ, затронувших ключевые институты власти и принципы государственного управления. От пересмотра роли Парламента и судебной системы до расширения гражданского участия и повышения подотчетности – эти преобразования направлены на формирование общества, где приоритет отдан закону, равным возможностям и правам каждого гражданина. Три года после провозглашения курса на «Новый Казахстан» показали: политические реформы Касым-Жомарта Токаева стали поворотной точкой в развитии страны. О главных итогах трансформации – в интервью с депутатом Мажилиса Николаем Арсютиным.
— Николай Геннадьевич, либерализация законодательства привела к увеличению числа партий в Мажилисе. Насколько это повлияло на качественный состав нижней палаты Парламента и ощущается ли усиление политической конкуренции?
— Либерализация законодательства в части регистрации политических партий и ослабление государственного контроля действительно стали одним из ключевых и весьма удачных решений, принятых Акордой за последние годы. Этот шаг позволил значительно упростить процедуру создания и регистрации партий, что, в свою очередь, привело к заметному увеличению числа партий, представленных в Мажилисе. С одной стороны, это положительный сигнал для политической системы страны, ведь это объективный признак развития демократии и повышения политической конкуренции. Для избирателей открывается более широкий выбор программ, идеологий и представленных интересов, что может способствовать повышению их вовлеченности в политическую жизнь, активизации гражданского общества и, в конечном счете, укреплению легитимности парламентских институтов. Однако важно понимать, что количественное увеличение числа партий – это лишь первый, и далеко не самый важный шаг. Качественное изменение состава Мажилиса и усиление политической конкуренции зависят от способности этих новых партий реально влиять на политический процесс, предлагать конструктивные решения, работать над насущными проблемами общества и эффективно представлять интересы своих избирателей. Часто новые партии сталкиваются с рядом вызовов: недостатком опыта, ресурсной базы, широкой общественной поддержки и организационных структур. Поэтому реальное усиление политической конкуренции будет происходить постепенно, по мере того как наиболее жизнеспособные и компетентные политические силы смогут закрепиться и проявить себя в законодательной деятельности, а менее успешные – отсеются. Именно такой естественный отбор позволит сформировать более качественный и профессиональный состав Мажилиса, отражающий реальные запросы граждан и способный способствовать развитию страны.
-В рамках концепции «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство» осуществлен окончательный переход от суперпрезидентской формы к президентской. Как депутат, ощущаете ли Вы усиление влияния Парламента?
— Концепция «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство» стала важным этапом в эволюции нашей политической системы. Эта модель открывает новые возможности для усиления роли Парламента и повышения его эффективности в управлении государством. Прежде всего, стоит подчеркнуть, что усиление роли Парламента проявляется в более активном и полном участии депутатов в формировании законодательной базы. Сегодня мы наблюдаем значительное расширение полномочий парламентариев, что позволяет нам не просто поддерживать инициативы исполнительной власти, но и самостоятельно выдвигать предложения, направленные на решение острых социальных, экономических и правовых проблем. Это значит, что голос депутатов становится более весомым и слышимым в процессе принятия ключевых решений. Мы стараемся учитывать интересы разных групп населения, отражая их в законодательных актах, что способствует формированию более сбалансированной и справедливой политики.
Кроме того, новая концепция предполагает более тесное, прозрачное и конструктивное взаимодействие между Парламентом и Президентом. Это принципиально важный момент. В прошлом взаимодействие ветвей власти иногда воспринималось как соперничество, но сейчас акцент делается на сотрудничество и взаимодополнение. Президент, обладающий значительным влиянием, и Парламент, представляющий волю народа, совместно работают над реализацией стратегических задач развития страны. Такой формат позволяет более эффективно и оперативно реагировать на вызовы времени, реализовывать комплексные реформы и обеспечивать стабильность политической системы. Важно отметить, что процесс усиления роли парламента – это не одномоментное событие, а сложный и системный процесс, требующий времени и усилий. Для достижения поставленных целей необходимо продолжать совершенствовать законодательную базу, создавать условия для профессионального роста депутатов, повышать качество их подготовки и экспертной поддержки. Также важна работа по укреплению доверия между ветвями власти, развитию института парламентского контроля и повышению прозрачности законодательного процесса. Все это в совокупности создаст условия для формирования эффективной, ответственной и подотчетной законодательной власти.
Кроме того, хотелось бы отметить важность активного взаимодействия парламента с обществом и гражданским сектором. Современный депутат должен не только хорошо разбираться в законодательных вопросах, но и быть открытым для диалога с избирателями, слышать их мнение и представлять их интересы максимально полно. Это создаст прочную основу для легитимности и доверия к парламенту со стороны населения. Я убежден, что наша страна движется в правильном направлении. Развитие концепции «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство» позволит создать более сбалансированную, эффективную и гибкую систему управления, в которой каждая ветвь власти будет играть свою ключевую роль, а интересы граждан — оставаться в приоритете. Такой подход обеспечит устойчивое развитие Казахстана, повышение качества жизни населения и укрепление позиций страны на международной арене.
-Каким образом такая политическая перезагрузка повлияла на жизнь граждан?
— Политическая перезагрузка – это комплексный процесс, который неизбежно отражается на жизни граждан, затрагивая различные сферы их повседневного существования. Влияние такого обновления политической системы может быть как положительным, так и вызывать определенные вызовы, и часто результаты зависят от того, насколько грамотно и последовательно реализуются реформы.
Курс на политическую перезагрузку, инициированный Касым-Жомартом Токаевым сопровождается также внедрением не менее влиятельных экономических реформ, направленных на повышение эффективности управления государственными ресурсами и улучшение делового климата. Такие реформы могут влиять на занятость, доходы и уровень жизни населения. В то же время, в долгосрочной перспективе повышение экономической эффективности способствует росту инвестиций, созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни граждан. Важным аспектом является изменение форм и возможностей участия граждан в политической жизни. Это, конечно, связано с расширением демократических институтов и процедур – таких, как свободные выборы, повышение роли Парламента, создание условий для развития гражданского общества. Это дает людям больше возможностей влиять на принимаемые решения и контролировать власть.
Также политическая трансформация влияет на качество и прозрачность государственного управления. Стоит подчеркнуть, что в этом направлении у Президента твердая бескомпромиссная позиция. При Токаеве были значительно усилены контроль, борьба с коррупцией, повысилась подотчетность чиновников и депутатов, — все эти изменения напрямую влияют на уровень доверия граждан к институтам власти и, как следствие, на стабильность и социальную сплоченность общества.
Однако с другой стороны, это накладывает на граждан определенную ответственность – активное участие в выборах, общественных инициативах, диалоге с властью становится необходимым условием для эффективного функционирования обновленной политической системы.
— К слову, об ответственности. Президент Токаев внедряет в обществе концепцию «Адал азамат», в которой призывает граждан к честности, справедливости и ответственности. По вашему мнению, как это связано с идеей построения «Справедливого Казахстана»?
— Несложно увидеть прямую связь между концепцией «Адал азамат» и идеей построения «Справедливого Казахстана». «Справедливый Казахстан» – это не просто лозунг, а стремление к созданию общества, где закон един для всех, где каждый имеет равные возможности для развития и самореализации, где коррупция и несправедливость сведены к минимуму. «Адал азамат» является фундаментом для достижения этой цели. И я абсолютно солидарен с главой государства в том, что, если каждый гражданин будет руководствоваться принципами честности и ответственности в своей повседневной жизни, это неизбежно приведет к оздоровлению общества. Честный чиновник, ответственный предприниматель, справедливый учитель – все они вносят свой вклад в построение «Справедливого Казахстана». Внедрение концепции «Адал азамат» – это инвестиция в будущее страны. Это попытка сформировать новое поколение граждан, которые будут не только требовать справедливости от государства, но и сами будут готовы жить по принципам честности и ответственности. Только тогда, когда эти ценности станут нормой жизни для большинства, можно будет говорить о реальном построении «Справедливого Казахстана». Другими словами, «Адал азамат» – это необходимый элемент для реализации более масштабной цели – создания справедливого и процветающего общества.
— Можно ли сказать, что реализация принципа «Закон и Порядок» способствовала укреплению доверия общества к законам и институтам правосудия?
— В одном из выступлений глава государства отметил, что «самая высокая степень демократии – это торжество закона». Это заявление, безусловно, направлено на укрепление доверия к правовой системе и создание у граждан чувства защищенности. Но вопрос в том, насколько эффективно внедрение принципа «Закон и Порядок» действительно достигает этой цели. Люди хотят жить в предсказуемом и безопасном обществе, где правила игры понятны и соблюдаются всеми. В этом смысле, усиление правоохранительных органов, ужесточение наказаний и повышение эффективности судебной системы могут способствовать укреплению доверия. С другой стороны, важно понимать, что «Закон и Порядок» не должны превращаться в инструмент подавления инакомыслия или нарушения прав человека. Если закон применяется избирательно, если полиция злоупотребляет властью, если судебные процессы несправедливы, то это не укрепит, а подорвет доверие к правовой системе. Закон должен быть справедливым и равным для всех. Не должно быть исключений или привилегий. Правоохранительные органы должны действовать в рамках закона и уважать права человека. Недопустимы злоупотребления властью, пытки и другие формы насилия. Судебная система должна быть независимой и беспристрастной. Судьи должны принимать решения на основе закона, а не под давлением политиков или общественного мнения.
Граждане должны иметь возможность участвовать в формировании и контроле за правовой системой. Это включает в себя свободу слова, собраний и право на обжалование действий властей.
Повторюсь, что реформы – это лишь часть более широкого процесса политической модернизации, и их эффективность будет зависеть от дальнейшей реализации и последовательности. Тем не менее, они представляют собой значительный сдвиг в политической системе Казахстана и создают основу для дальнейшего развития демократических институтов.