Ради спасения бюджета страны Национальный фонд из накопительного переведен в откровенно расходный режим.
На сколько Казахстану хватит денег Национального фонда? Об этом в интервью 365info рассказал экономист Петр Своик.
— Говоря о бюджете на 2017 год как о кризисном, надо иметь в виду, что это кризис не циклический, а системный, он охватывает не отдельно бюджетную или даже всю экономическую сферу, а целиком политико-экономическую и идеологическую модель. Причем наш собственный системный кризис имеет «матрешечный» характер. Он упакован в кризисные переформатирования внешних относительно нас иерархических уровней.
— Звучит сложно. Что это значит?
— Объясню. Уровней два: это системный кризис евразийского экономического союза, который на самом деле имеет не экономическую, а политическую подоплеку. Но имея такую подоплеку лишь подразумеваемой, институционально и содержательно не оформленной и даже не проговоренной, ЕАЭС завис сейчас в некоей промежуточной неопределенности.
— То есть все наши страдания из-за того, что находимся в ЕАЭС?
— Объясняю дальше. Сам же этот евразийский кризисный транзит есть часть мирового системного кризиса, суть которого — переформатирование однополярной глобализации в блоковую конструкцию. В ходе чего на наших пространствах должны определиться и как-то распределить между собой сферы ответственности и способы взаимодействия того же Евразийского союза, Китая, а также и посткризисных Евросоюза и США.
Соответственно, только после определения хотя бы контуров такого нового миропорядка и условий пребывания Казахстана в нем можно будет говорить о завершении нашего нынешнего, включая и бюджетный, кризиса.
Пока же речь идет о промежуточной адаптации казахстанской экономики, включая и бюджет, к цепочке этапных событий по ходу глобального кризиса переформатирования.
— Мы сейчас вошли в полосу затухания и соответственно нашего почти уже приспособления к последствиям двойного удара по российской экономике: это санкции и перевод нефтяных цен из диапазона 100 долл/баррель под планку ниже 50-ти. На что Россия ответила встречным эмбарго и почти двукратной девальвацией рубля. Что мы аккуратно и повторили. Сейчас все это почти стабилизировалось и
2017 год, если не случится очередной этапной катавасии, будет годом такой новой промежуточной стабильности
— Планирование бюджета в период кризиса — сложная задача. На ваш взгляд, наши власти с этим справились?
— В таком контексте бюджет на 2017 год структурно повторяет нынешний. С задачей правительство справилось, включая и сведение доходов и расходов с не выходящим за норму дефицитом. Да, какие-то расходы пришлось сократить, но надо хорошо понимать одну важную вещь: в Казахстане бюджет — это «наше все».
Дело в том, что под все разговоры о дерегулировании и уходе государства из экономики, о передаче в «конкурентную среду» «непрофильных активов», без госфинансирования и госадминистрирования экономика Казахстана… эта схема мало жизнеспособна. Да, бюджетные средства «пилятся», государственные и квазигосударственные компании расходуют средства неэффективно, но иных способов поддержания жизнедеятельности в данной модели нет. Поэтому о компактном и экономном бюджете остается только мечтать.
— Какие бюджетные направления получаются «крайними» в этой ситуации? На чем будут экономить?
— Оттолкнемся от двух важных отличий бюджета-2017 и нынешнего:
Во-первых, резко возросла роль трансферта из Национального фонда:
если в бюджете на этот год его доля во всей доходной части составляет 30%, то в проекте бюджета-2017 — уже 42%
Причем сам этот валютный трансферт в долларах остался почти таким же, просто в «полегчавших» тенге его величина стала существенно больше по сравнению со всеми остальными (объективно «просевшими») источниками бюджетных поступлений.
И еще важно: по бюджетным проектировкам, поступления в сам Национальный фонд составят лишь треть — 1,2 триллиона тенге против 3,3 триллионов — от собственно транша. То есть
НФ из накопительного переведен в откровенно расходный режим,
что сильно беспокоит наши власти.
— Не только власти. Думаю, многих казахстанцев волнует, как истощаются запасы Нацфонда.
— Хотя объективно за это переживать не стоит: запасов Нацфонда в таком режиме хватит по крайней мере на десяток лет, а такой срок заведомо больше, чем время, в течение которого стоит ожидать развязок нынешнего глобального кризиса.
— Как считаете, госдолг увеличится?
— Если в бюджете на этот год на платежи по процентам и собственного долга правительства предусмотрено 390 млрд тенге, что почти равно расходам на образование, то на следующий год — 365 миллиардов, что тоже очень много. Для сравнения: на все образование в том же бюджете предусмотрено 429 млрд. В бюджете на этот год на образование предусмотрено все же 454 млрд тенге. Так может быть по линии образования стоит потратиться на ликбез для правительства, как нехорошо влезать в долги?
— До каких высот правительство может поднять госдолг?
— Оба фактора — и резкое увеличение доли трансферта из НФ, и рост госзаимствований есть прямые показатели переживаемого ныне кризиса. А до каких высот правительство успеет поднять госдолг — вопрос открытый. Нынешними темпами это может совсем скоро съесть не только образование, но и половину здравоохранения.
— Не самый оптимистичный расклад.
— Что касается возможных развязок, более-менее ясно одно:
до какого-то следующего этапного события в противостоянии Россия-Запад Казахстан будет продолжать плавно втягиваться в зону китайского экономического интереса.
Со всеми вытекающими отсюда уже не экономическими последствиями. Контрольные точки, вокруг которых следует ожидать следующих решительных событий, это выборы президента США и начало президентской компании в России. Кстати, прошедшие выборы в Думу тоже могут обернуться новыми важными сюжетами.