Российский след в распространении салафизма в Казахстане обнаружили журналисты казахскоязычного сайта Qamshy.kz.
«В вопросе салафизма казахстанское общество разделилось на два лагеря. С одной стороны, известные религиоведы, представители муфтията яростно выступают против этого течения, требуя законодательно запретить распространение литературы салафитского толка и трудов идеологов этого течения.
Однако другая часть религиоведов и экспертов пытаются внушить обществу, что
«не все направления салафизма негативны, запрет целого течения из-за отдельных негодяев может обострить религиозную ситуацию»
На российском сайте «Информационно-аналитический центр» вышло интервью казахстанского религиоведа Асылбека Избаирова, в котором он заявил, что «запрет салафизма в Казахстане равносилен ограничению всей исламской религии». Высказывая мнение о действиях государства, направленных на борьбу с терроризмом в Казахстане, борьбу с салафизмом Асылбек Избаиров оценил как игру с огнем.
После публикации многие высказали подозрение, что религиовед возможно находится под влиянием российских идеологов. Оказывается, сайт, опубликовавший это заявление, принадлежит сотруднику управления внутренней политики Кремля Алексею Власову.
Мы далеки от мысли утверждать, что один из ведущих религиоведов Казахстана, Асылбек Избаиров, действительно человек пророссийской направленности или в какой-то мере зависит от отдельных групп и государственных органов этой страны.
Интересно, что в мае 2016 года «российские мусульмане» обратились с письмом к руководству Саудовской Аравии, в котором выразили свое несогласие на экстрадицию лидера салафитов Шейха Абдухалила Абдужаппарова по запросу правоохранительных органов Казахстана, задержанного полицией Саудовской Аравии. В письме говорилось, что
в Казахстане Абдужаппарова обвиняют по надуманным основаниям и злостно преследуют
В материале, опубликованном на сайте «Фергана», излагаются некоторые факты из жизни «шейха Халила» и его высокопоставленных покровителях в Казахстане.
Тут невольно появляется вопрос: какое дело российским политическим группам до внутренних дел Казахстана? Ведь между нашими странами установлено только экономическое партнерство и дружеские отношения.
Российские эксперты очень живо обсуждали также июньские теракты в Актобе. И не просто обсуждали, а давали различные оценки — наблюдалась попытка иначе оценить эти события, показать с отрицательной стороны позицию казахстанских властей.
В частности, российские эксперты утверждали, что методы актюбинских террористов отличались от способов борьбы радикалов, в том числе террористов, придерживающихся салафитского вероучения.
Однако нашлись и те, кто увидел в терактах в Актобе «российский след».
Так, директор Российского национального института национальных стратегий и международных программ Юрий Солозобов заявил:
— Это самый кровавый террористический акт в новой истории Казахстана. Однако силовые структуры в результате слаженной работы весьма успешно отразили попытку захвата города. В последнее время радикальный ислам начал подниматься не только на юге, но и на западе Казахстана. Здесь социально-экономическое расслоение общества стало слишком явным. Если одна часть общества сильно обогатилась за счет нефти, то другая кое-как сводит концы с концами.
Именно это различие успешно используют дагестанские ваххабиты
Если говорить конкретно, то попытка захвата Актобе проходила по классическому северо-кавказскому сценарию. В будущем такие попытки могут повториться.
Существует немало причин связывать террористические акты в Казахстане с Россией. Возможно, Россия, желающая держать Казахстан «на коротком поводке», может расценивать сближение с Китаем, совместные разработки проектов в нефтегазовой отрасли, торговле и машиностроении как «предательство». Помимо этого Россия не прочь «экспортировать» террористов Кавказа, которые долгие годы являются ее головной болью.
Директор института стратегических исследований Казахстана Ерлан Карин уже отмечал, что дагестанские пропагандисты активно работали в Казахстане.
В этой связи необходимо учесть, что в 2004-2006 годы
идеолог российских радикалов Саид Бурятский побывал в Атырау, Актобе, Алматы, Шымкенте,
где проводил агитационно-пропагандистскую работу. Известно, что вследствие этого в 2008 году несколько человек отправились в Северный Кавказ на «джихад».