В борьбе с терроризмом Казахстан не будет просить помощи у соседей, — считает министр обороны РК.
В июле 2016 года сразу после террористических атак в Актобе и Алматы в ряде зарубежных СМИ были опубликованы статьи, в которых эксперты различного пошиба предсказывали ввод российских войск в Казахстан для борьбы с терроризмом («Еще один эксперт из России пророчит ввод войск в Казахстан», «Российский спецназ мог бы прийти в Казахстан — предложение эксперта», «11 сюрпризов, которые может преподнести миру Кремль»).
Первым официальным лицом, который ответил на эти сомнительные утверждения, стал министр обороны РК Имангали Тасмагамбетов.
— Вторжение российских войск на территорию Казахстана под любым предлогом невозможно. Будь это исламский терроризм, террористические акты и прочее, прочее, — сказал Имангали Тасмагамбетов 1 августа 2016 года на встрече с журналистами в Алматы. — Этот вопрос не поднимался, не обсуждался, не проговаривался, не прорабатывался.
Никаких обращений со стороны военно-политического руководства страны к Российской Федерации, к другим государствам с просьбой помочь Казахстану в борьбе с терроризмом не предвидится и не будет
У Казахстана есть все силы и средства для решения собственных проблем, включая террористические угрозы. Вы сами видите: наши вооруженные силы не принимали никакого участия в локализации очагов напряженности, которые возникали из-за террористических атак в Актобе и Алматы. Мы действительно в таких случаях приводим свои силы в состояние боевой готовности и не более того.
При необходимости военно-транспортные самолеты способны перебросить военнослужащих Национальной гвардии в любую точку страны
Национальная гвардия сегодня профессионально подготовлена, есть силы специального назначения Комитета национальной безопасности, по линии Министерства внутренних дел, да и у нас есть спецназ. Поэтому говорить о вторжении соседей в формате помощи в борьбе с террористической угрозой нет никакого основания.
Я понимаю, что средства массовой информации в Европе сделали из России такое пугало.
У них такая политика — пугать Россией вся и всех, чтобы решать какие-то свои задачи, но это ни в коем случае не касается Казахстана
Что касается предотвращения террористических атак в стране, то в первую очередь на переднем крае борьбы здесь находится Комитет национальной безопасности, его задача — «выявлять и нейтрализовывать». Я считаю, что КНБ большую оперативную работу проводит, мы находимся в контакте с ним. Также серьезную деятельность осуществляет МВД и руководство Нацгвардии. Я считаю, что они тоже на высоте.
Но сегодня нельзя говорить о том, что террористические атаки можно спрогнозировать со стопроцентной точностью. Современному террористу, как мы видим, уже не нужно готовить атаку очень тщательно и серьезно. Ему не нужно искать оружие или изготавливать самодельные взрывные устройства.
Современному террористу достаточно сесть за руль грузовика и направить автомобиль на толпу людей, как это было в Ницце
Психоз терроризма вообще, как мне кажется, сегодня передается чуть ли не «воздушно-капельным» путём. Теракт, проведенный в одной стране, становится неким сигналом для потенциального террориста в другой точке планеты. Поэтому говорить о том, что мир защищен от этого зла, не приходится. А Казахстан — часть этого мира.