Ловкий маневр Китая с выдачей кредитов нефтяным странам и нынешние колебания цен на черное золото вызывают панику у экспертов. В сумме это приведет к тому, что Поднебесная усилит свое влияние на половине планеты, считают западные эксперты.
В статье портала 365info.kz «Нефть по $50 за баррель. Надолго?» казахстанский эксперт по нефтяным вопросам Сергей Смирнов высказал мысль, что подъём цены за баррель нефти Brent до $50 во многом зависит от политики Китая.
Говоря о нефтяной политике КНР, эксперт сказал: «Сегодня нужно учитывать тот факт, что
Китай, как только цена на нефть упала, стал активнейшим образом её скупать
Во всю мощь сегодня работают все НПЗ Китая, перерабатывая днём и ночью дешёвое сырьё».
На днях, как бы подтверждая слова казахстанского аналитика, аналогичный материал вышел на портале Zerhohedge.com (признанный сайт американских интеллектуалов и «альтернативщиков» от экономики и политики). Вот как оценивают китайскую нефтяную экспансию иностранные эксперты:
«В конце февраля танкер Jag Lok загрузился нефтью из Экваториальной Гвинеи, которая находится в западной части Африки, и отправился в путь протяжённостью 12 000 морских миль к китайскому порту Циндао, — пишет Zerhohedge.com. — После того, как танкер достиг пункта своего назначения, он был вынужден кружить в прибрежных водах в течение 20 дней, пока наконец не смог войти в порт Циндао на разгрузку. Это случилось, потому что
этот порт в провинции Шандонг еле-еле справляется с разгрузкой рекордного количества судов, которые снабжают частные нефтеперерабатывающие заводы, называемые «самоварами».
Дело в том, что когда цены на нефть были сверхвысокими (выше отметки $100 за баррель), некоторые небогатые страны ОПЕК решили «подзаработать» — взять кредиты под нефть. У кого? Конечно, у Китая, который предлагает самые льготные условия в мире. Логика была проста: даже если нефть опустится в цене, можно просто увеличить добычу и выплатить долг большим количеством «чёрного золота».
В то время никому и в голову не могло прийти, что цена нефти обвалится так, что стоимость «нефтяного залога» сократится на 70%
«Теперь эти страны оказались в ситуации, когда им в обслуживание долга приходится поставлять в 3 раза больше нефти, чем предполагалось ранее!» — Zerhohedge.com.
Понятное дело, что сегодня финансовое положение Анголы, Ирака, Нигерии и Венесуэлы находится в аховом состоянии. В выигрыше только Китай, который без проволочек в течение нескольких дней оформлял и давал миллиардные кредиты под залог нефти всем, кто их просил.
Китай вновь доказал, что возврат долгов физическими поставками, будь то нефть, золото или медь, гораздо более выгоден, чем возврат деньгами,
— считают эксперты Zerhohedge.com.
«Возьмём для примера Анголу: самая большая африканская страна-производитель нефти заняла у Китая $25 млрд, начиная с 2010 года, включая $5 млрд в декабре прошлого года, — продолжает анализ Zerhohedge.com. — По информации агентства Reuters, Ангола вынуждена в этом году отправлять в Китай практически всю свою добытую нефть в уплату долгов».
Та же беда с Венесуэлой: начиная с 2007 года Китай выдал сначала Чавесу, а потом Мадуро фантастический кредит в $50 млрд под нефть. Сегодня ясно, что Венесуэла должна в этом году КНР $7 млрд. Это означает 800 000 баррелей каждый день! Отметим, что это на 230 000 баррелей в день больше, чем было записано в кредитном договоре. Просто цена на нефть упала…
Словом, сегодня, как подсчитало агентство Reuters,
Ангола, Нигерия, Венесуэла и Ирак должны выплатить Китаю сумму от $30 до $50 млрд нефтью
«Во времена нефти по $120 за баррель, для выплаты $50-миллиардного долга потребовались бы поставки немногим выше, чем 1 млн баррелей нефти в день. Однако при цене $40 за баррель, для того чтобы вернуть указанную выше сумму, необходимо поставлять более 3 млн баррелей в день!» — пишет агентство.
Вместе с тем, пока бедные государства ОПЕК выкачивают из земли невероятно высокие объёмы нефти, богатые страны (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Катар), естественно, воздерживаются от китайских кредитов. Они почти не заключали предоплатных сделок с КНР, поэтому все их «нефтяные деньги» идут в собственную казну…
«Небольшие частные предприятия по переработке нефти («самовары»), которые появились, как яркие звёздочки посреди глобального переизбытка нефти, стоят перед серьёзными вызовами, — продолжает анализ Zerhohedge.com. — Исследовательская компания ICIS-China прогнозирует, что спрос этих компаний на импортируемую нефть в 2016 году составит 1 млн баррелей в день (в прошлом году было 620 000 баррелей в день)».
И хотя мощности каждого из таких «самоваров» относительно малы, вкупе они составляют третью часть от всех НПЗ КНР. Тем более, что сегодня правительство страны разрешило «самоварам» получать нефть напрямую из-за рубежа.
«Встаёт вопрос (безотносительно, покупает ли Китай нефть или получает её в качестве оплаты долгов): как много нефти Китай в состоянии переработать, — спрашивает Zerhohedge.com и отвечает тезисом агентства Bloomberg:
Китай приближается к пределу своих возможностей из-за «узких мест» в инфраструктуре, а также, собственно, цен
Что получается в итоге? Как в старинной китайской сказке про дракона, который забирает всё золото в свою пещеру, Китай завален нефтью по «самое не хочу», а страны-кредиторы всё шлют и шлют ему «нефтяную оплату». Нефти скопилось столько, что, как отмечает Bloomberg, «суда продолжают простаивать у берегов Циндао. 16 танкеров с нефтью общей вместимостью 12,2 млн баррелей находились в прибрежных водах более десяти дней в период с 1-го по 23 мая. Половина из них простояла там больше месяца».
Чем обернётся вся эта история — не ведает никто. Ясно одно: удар по нефтяным ценам не за горами.