Визит премьера Японии Абэ в Центральную Азию западные СМИ назвали серьезным экзаменом, который он выдержал на «высшем уровне дипломатического искусства». Наша редакция сообщала, что некоторые СМИ, в связи с визитом г-на Абе, достаточно уничижительно отзывались о провалах кооперационных политик Запада в Центральной Азии.
На этом фоне визит г-н Абе совершенно экстраординарен для мировой политологии, так как стал первым в истории Японии, когда ее премьер посетил все пять центрально-азиатских стран разом. Конечно, были визиты премьер-министра Японии Коидзуми в августе 2006 г., но то были визиты в Казахстан и Узбекистан по отдельности, японская и мировая пресса им особого значения не придала.
С точки зрения экономики, особых поводов для ажиотажа вокруг визита Абе нет — уровень торгового оборота Японии и всей Центральной Азии уже длительно и стабильно держится на отметке около 1,8 млрд долларов США. Много это или мало? Например, столько составлял объем торговли Центральной Азии с Китаем в 2000 г., но с того времени он поднялся до 50 миллиардов США в 2013 году. Теперь Китай обещает официально выделить еще 240 миллиардов долларов США на развитие центрально-азиатской инфраструктуры. На этом фоне японский оборот — немного, но и не мало.
Сами японцы завуалировано комментируют визит своего премьера в ЦА как «предложение альтернативы традиционным предложениям о сотрудничестве со стороны Москвы, а теперь и Пекина». Япония, как и Китай, и Индия, остро нуждаются в гарантированных и диверсифицированных поставках энергоносителей. Получается, интерес в этом?
Значит ли все изложенное выше, что в экономику Казахстана хлынут миллиарды свободных йен? Не исключено, что да. Возможно, если не в форме прямых финансовых траншей, то в виде новых технологий, например в сфере атомной энергетики. В делегации г-на Абе присутствовало примерно 50 представителей различных корпораций и организаций с готовыми пакетами экономических предложений. У Японии тоже есть свой банк развития, и во Всемирном банке и Международном валютном фонде ее позиции бесспорно весьма сильны. Так что гипотетически Япония легко наскребет сопоставимые с китайским вкладом 250 млрд долларов и больше.
Но есть другие нюансы. По данным международных институтов развития, Япония, несмотря на скромный торговый оборот с нашим регионом, считается крупнейшим донором, вкладывающимся в развитие Центральной Азии. В Японии даже создана инициатива “Диалог Центральная Азия плюс Япония». Следуя терминологии и практике международных институтов развития, в которых термин «донор» подразумевает сторону, безвозмездно выделяющую деньги на развитие очень широкого спектра разных проектов, от бурения скважин для чабанов до создания центров по защите прав различных слоев населения и социальных групп.
Зачем Японии социальное развитие в Центральной Азии? А зачем Россия вкладывает в многочисленные программы поддержки соотечественников за пределами России? Зачем США тратятся на демократические институты и новые законодательные инициативы всей Восточной Европы и СНГ? Вероятно, Япония тоже хочет иметь возможность влиять на какие-то внутренние процессы того же Казахстана. И для того есть все экономические основания — ведь это третья крупнейшая экономика мира и первейший союзник Запада на востоке. Значит, Япония обязана иметь некое видение на процессы развития Центральной Азии.
Практически «дыша в гриву» Китаю с его идеей интеграции Евразийского экономического союза в проект «Один пояс — один путь», Токио в мае 2015 г. объявил о начале реализации своего внешнеполитического проекта «Партнерство во благо качественной инфраструктуры». Реализацию его Япония начала с Индонезии, предложив ей услуги в строительстве высокоскоростной железной дороги и проиграв тендер Китаю. Вряд ли это могло смутить Японию.
Япония, проигравшая во Второй мировой войне и долгое время лишенная прав содержать полноценные вооруженные силы и проводить в жизнь любые национальные военные доктрины, но при этом накопившая колоссальный положительный экономический опыт и капитал, не отказалась от устремлений быть равноправным участником всех войн и военно-политических процессов мира, одновременно распространяя свое влияние на развивающиеся страны.
Некоторое время назад Японией была принята новая доктрина национальной безопасности. Америка эту доктрину приняла и помогла составить новые армейские уставы и регламенты — такие, которые закрепляют наступательный характер новой армии, ранее игравшей роль внутренних войск, расквартированных в Азиатско-тихоокеанском регионе. В развитие доктрины Япония приняла глобальную программу «Проактивный вклад в мир», суть которой в праве использовать свои ВС за рубежом. Для этого правительством Японии принят Устав развития сотрудничества, который дает законодательные рамки для установления военных связей с дружественными нациями.
Редакция 365info.kz имела возможность изучить оба публичных документа, которые содержат, например, право на использование силы в случае применения вооруженной силы против самой Японии и «…стран, у которых близкие отношения с Японией…». В отношении к Центральной Азии американские и японские военные эксперты говорят, что Токио мог бы поставлять местным армиям и спецслужбам «материалы» для борьбы с терроризмом. А также отдельно добавляют, что если бы Япония объединила усилия с США, которые сегодня в регионе представлены слабо, то эффект был бы больше.
И последнее, самое неожиданное — западные и японские СМИ отмечают, что у премьера Абе и президента Турции Эрдогана весьма хорошие личные отношения, на основании чего Япония бы могла оказать Турции содействие в реализации проекта «тюркского мира». Про этот проект западные политологи говорят, что его в Центральной Азии «вежливо умолчали» и отмечают, что Турция и Япония одинаково тепло опекаемы США, а США поддерживают проект «тюркского мира». Вот тебе и альтернатива «традиционным предложениям со стороны Москвы и Пекина». В этой связи уместно привести слова одного японского дипломата перед отправкой делегации Абе в Центральную Азию:
— Если Япония вступит в конкуренцию с Китаем за Центральную Азию, Россия будет это приветствовать. И тогда у Японии был бы лишний дипломатический козырь против России.