В мае 2015 года оборонное ведомство США выступило с сенсационным заявлением о планах КНР создать 42 000 беспилотные боевые платформы. Эти грандиозные цифры свидетельствуют о значительных достижениях вооруженных сил КНР в разработке и создании высокотехнологичного вооружения и боевой техники.
Беспилотные системы давно стали модой в военных технологиях. Однако они всегда ассоциировались с армиями западных стран и в первую очередь — с США. Теперь же эту тенденцию подхватили и другие страны: Китай, Россия, Иран и Индия. И судя по имеющейся информации, Китай добился наибольших успехов в этом направлении. Несмотря на то, что в области развития ВВС КНР все еще значительно отстает от других военных держав, этот разрыв с каждым годом сокращается и даже намечаются предпосылки для прорыва в этом направлении. И беспилотники могут стать фактором, который выведет Поднебесную в число мировых лидеров в военном авиастроении.
Фундаментом для этого являются значительные успехи Китая в производстве и использовании гражданских дронов. По некоторым оценкам, в течение следующих десяти лет Авиацонно-промышленная корпорация Китая станет ведущим производителем беспилотников в мире. Значит, страна имеет достаточные ресурсы и технологии. Темпы модернизации военно-воздушных сил Китая являются беспрецедентными в мире.
Второй после США военный бюджет позволяет Китаю модернизировать свои вооруженные силы со значительным масштабом. При этом Китай активно изучает и осваивает опыт других стран, особенно США, по боевому применению беспилотников. Так,
в 2013 году появилась информация о планах Министерства общественной безопасности КНР использовать беспилотники для поиска и уничтожения наркоторговцев на границе с Мьянмой, ответственных за убийство 13 граждан КНР
Несмотря на то, что этот план изменен в пользу поимки преступников живьем, этот случай ясно показывает, что КНР по своему адаптирует стратегию США по использованию дронов для охоты за террористами.
Что касается непосредственно беспилотников военного назначения то, начиная с 2013 года эти аппараты уже начали использоваться в ходе военных учений в Восточно-китайском море.
На сегодняшний день в Китае разрабатываются и применяются БПЛА различного спектра назначения. Такие модели как «Илунь», «Лицзян» и «Воздушный меч» могут нести высокоточное оружие, а в модели «Лицзян» помимо этого применяются стелс-технологии. Также имеются на вооружении разведывательные, ударно-разведывательные, комплексы радиообнаружения и наведения. В конце мая 2015 года в китайском сегменте интернета появились «шпионские» фото высотного беспилотника дальнего обнаружения, названного «Небесный орел». Согласно неофициальным оценкам,
данный самолет создан для обнаружения и борьбы с новейшими самолетами и кораблями, включая американские бомбардировщики B-2 и новейший истребитель F-22.
Говоря о стэлс-технологиях, следует отметить, что благодаря своим малозаметным беспилотникам Китай вошел в элитный клуб стран с подобными технологиями, куда сегодня входят США, Великобритания, Франция и Израиль.
Узбекистан, Саудовская Аравия и ОАЭ уже приобрели многоцелевые китайские беспилотники, названные «Птеродактиль». Эта модель, уступая западным аналогам по тактико-техническим характеристикам, выигрывает за счет более низкой стоимости и по своим возможностям, и видимо, соответствует требованиям заказчиков.
Однако использование беспилотных аппаратов в КНР не ограничивается военной и коммерческой сферами. Китайцы активно привлекают эти машины для поисково-спасательных операций в зонах бедствий. Возможности машин этого класса отлично подходят для многих операций по реагированию на ЧС при несомненной дешевизне и оперативности по сравнению с традиционными воздушными судами.
Еще одним фактором важности беспилотников для Китая является возможность для демонстрации военного присутствия в спорных районах. При этом использование военных дронов может дать определенные политические преимущества.
Иллюстрацией этого может служить инцидент 2013 года, когда
китайский беспилотник приблизился к спорным с Японией островам. В ответ на это японские правительство заявило о намерении сбивать в будущем такие аппараты. В свою очередь китайские власти заявили о том, что будут рассматривать уничтожение своих БПЛА в качестве «акта войны».
Однако использование беспилотников в территориальных спорах расширяет возможности по контролированию конфликта. С одной стороны, беспилотные летательные аппараты, как было уже сказано, дают возможность обеспечения военного присутствия на спорных территориях. В то же время их уничтожение в отличие от уничтожения пилотируемой техники, и как следствие, гибели людей, ограничивает неконтролируемую эскалацию конфликта.
В целом беспилотные летательные аппараты хорошо вписываются в логику развития сил, необходимых для ведения ассиметричной войны. ВС КНР, лишь недавно считавшиеся отсталыми и слабо оснащенными, сегодня активно развивают и осваивают новые технологии, необходимые для успешного ведения войны с высокоразвитыми в военном отношении государствами.