«Взяточник и рэкетир от футбола Чак Блейзер — не самый плохой человек в ФИФА», — говорят эксперты. Чтобы оценить масштабы деятельности «самых плохих», приценитесь к нарушениям Блейзера — за счет ФИФА он купил квартиру в Нью-Йорке для… своих кошек.
Чак Блейзер, бывший весьма влиятельный чиновник в системе международного футбола стал секретным осведомителем ФБР под патронажем Генерального прокурора США Лоретты Линч и рассказал о тотальной коррупции в ФИФА. Выдержки из материалов Guardian и New York Daily News (ноябрь 2014 г.), а также сканов документов ФБР и Службы внутренних доходов США (СВД), размещенных на сайте последнего издания:
«….Самым важным кольцом на лондонской Олимпиаде 2012 г. было небольшое кольцо со встроенным микрофоном и передаточным устройством на пальце у Чака Блейзера, шефа регионального офиса ФИФА в Северной Америке, а также секретного осведомителя ФБР по делу о взяточничестве и вымогательстве в ФИФА….» (New York Daily News).
Коррупционер Блейзер, бывший когда-то крупным функционером и брокером футбольного рынка США и мира собрал за без малого 20 лет своей преступной деятельности огромное количество денег. Согласно распечаток транзакций с одной из его кредитных карт, на ней находилось примерно 29 миллионов долларов США. Также он владел отдельными апартаментами класса люкс в престижном районе Нью-Йорка — квартира была куплена специально для его кошек.
Сотрудничество Блейзера со следствием дала возможность заглянуть поглубже в мир теневого финансирования мирового футбола под крышей топ-менеджеров ФИФА и многочисленных других ассоциированных и пособничествующих сторон.
Журналистские расследования, проведенные в США и пока подтверждаемые некоторыми заявлениями правоохранителей США, показали следующие:
Сегодня Блейзеру 69 лет, и он в центре расследования многочисленных коррупционных нарушений в ФИФА, распространившихся до высших уровней руководства этой организации. И это в преддверии выборов руководства и Чемпионата мира по футболу-2018, который должна принять Россия.
Его более чем неоценимый вклад в расследование за последние четыре года помог охватить вниманием практически весь земной шар — от Карибов до Цюриха, от Австралии до Москвы и Катара, который должен будет принять чемпионат в 2022 году.
В теневом обороте группу чиновников ФИФА, осуществляющих коррупционные вымогательства и отмывания, согласно показаниям Блейзера, входившего в эту группу с 1996 по 2013 г.г., называют исполкомом.
Когда Блейзер собрал такой исполком в Лондоне во время Олимпиады летом 2012 г., он разослал приглашения на личные встречи людям, представлявшим страны, заинтересованные в принятии у себя Чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 — Россию и Австралию. Наиболее настойчиво, как показала электронная переписка, он приглашал Алексея Сорокина от России и Фрэнка Лоуи от Австралии, а также Антона Баранова, секретаря Виталия Мутко, председателя оргкомитета по принятию ЧМ-2018 в России и Виталия Логвина, президента международного гуманитарного фонда «За будущее фехтования». А еще Блейзер приглашал Питера Харгитайя, венгра, советника Сеппа Блаттера.
На те приглашения отозвались не все.
Алан Ротенберг, влиятельная фигура, обеспечившая принятие чемпионата 1994 года на территории США, написал Блейзеру, что извиняется за то, что не сможет быть в Лондоне, но предлагает обговорить дела по прибытию Блейзера в США.
Сотрудничество Блейзера с ФБР заключалось не только в работе агента под прикрытием. Анонимный источник в ФБР сообщил, что Блейзер составил список из 44 лиц, в числе которых был и Блаттер, переписка и телефоны которых могли быть подвергнуты прослушке.
Блейзера допрашивали не только в ФБР. С ним имел ряд разговоров Луис Фри, бывший директор ФБР и руководитель частной фирмы по оценке рисков, которая была учреждена в 2011 г. и тогда же занималась делом Мохеммеда бен Хаммама, чиновника ФИФА, пытавшегося купить себе президентство в этой организации.
После увольнения и выхода на пенсию из состава исполкома ФИФА в 2013 г. Блейзер исчез из футбольного мира. У него обнаружили рак и он занимался своим лечением. При этом прикупил две роскошные квартиры в элитном жилом комплексе в Нью-Йорке, за которые выплачивал по 18 и 6 тысяч долларов США в месяц — одна для себя и вторая для котов.
“Он жил так, будто не было завтра. Пил и ел, что хотел. Наверно думал, что пока все узнают, он уже уйдет», — сказал анонимный источник из ФБР.
Карьера Блейзера в качестве агента ФБР началась в ноябре 2011 г. , когда он на скутере въехал в ресторан. Этому предшествовали длительные оперативные мероприятия, в процессе которых были установлены схемы Блейзера, позволявшие ему манипулировать активами ФИФА и выводить незаконно заработанные наличные деньги вне налогообложения. Фактический материал и доказательная база составлены за период 2001-2011 г.г. При этом, Блейзер не подавал налоговых деклараций еще с 1992-го г. — в тот период он вплотную занимался организационными вопросами оформления заявки США на принятие и проведение Чемпионата мира по футболу-1994. Которая, кстати, была одобрена.
Следствие установило, что за период 1992-1998 г.г., находясь на посту президента федерации футбола Северной и Центральной Америк и Карибского бассейна, Блейзер только официально заработал 21,6 миллиона долларов США. Кроме того, он вместе с другими функционерами федерации использовал корпоративную кредитную карту, которая была привязана к его личной банковской карточке. Совокупный бюджет этих сращенных карт составил 29 млн долларов США.
Блейзер практически присвоил себе посредством нецелевого использования бюджетов сумму в размере 15 миллионов долларов США. 11 миллионов он получил прямо и косвенно в качестве комиссионных, 3,5 миллиона — в качестве суточных ставок за консалтинг и 837 000 — в качестве платы за аренду.
Но самым крупным обвинением, за которое Блейзеру светит 20 лет, был «рэкет» — пускай мягкое, но вымогательство денег со стран, желающих принимать футбольные чемпионаты на своих национальных территориях. На данном обвинении Блейзер сломался и согласился сотрудничать. А чтобы не оставалось сомнений, ему предъявили детальную схему сбора взяток и комиссионных, распределение таковых среди узкого круга лиц и вывод средств в оффшоры.
Старым другом и подельником Блейзера является скандально известный на Карибах и в США Джек Варнер, когда-то даже вице-президент ФИФА. На протяжении 21 года Варнер был президентом федерации футбола Северной и Центральной Америк и Карибского бассейна, а Блейзер был генеральным секретарем этой организации. Блейзер называл Варнера «серым кардиналом серого кардинала».
Как выясняется, и Блейзер, и Варнер были негласно выдавлены из своей федерации, после чего и был составлен вышеуказанный 144-страничный отчет об их нарушениях уставов федерации, ФИФА и налогового законодательства США.
Но даже они представляются ангелами в сравнении с вышеупомянутым бен Хаммамом, представителем Катара в ФИФА, который хотел подсидеть самого Блаттера, президента ФИФА, для чего, как сообщает бывший директор ФБР Луис Фри,
он раздавал влиятельным лицами конверты с наличностью в 40 тысяч долларов США в каждом
Это случилось во время одного из саммитов Карибского футбольного союза.
Луис Фри также сообщает в своем официальном отчете за 2011 г., что в тот день бен Хаммам дал краткую презентацию на общие темы, отвел протокольное время на вопросы и ответы и далее пригласил чиновников в конференц-зал, где каждый получил подарок за посещение мероприятия.
“Я вскрыл запечатанный конверт и оттуда на стол выпали 100-долларовые банкноты. Я остолбенел и спросил что это. Мне сказали — это подарок от Карибского футбольного союза”, — сказал Фредерик Ланн, вице-президент Багамской футбольной ассоциации
Ланн отказался от наличности, о чем и свидетельствует в своих показаниях. После отказа его просили держать рот на замке и не рассказывать об этом. Но Ланн «слил» Карибский футбольный союз Блейзеру и даже показал ему конверт. Чтобы самому не попасть под подозрение, на всякий случай Блейзер сдал ФИФА своего старого партнера Варнера — сообщил Джерому Валькке, генеральному секретарю ФИФА по вопросам кодекса этики, что Варнер мог иметь отношение к некоторым нарушениям в некоторых региональных под-офисах ФИФА.
Испугавшись мести Варнера и его команды, Блейзер даже ушел в подполье, меняя многочисленные места ночлега, сотовые телефоны и портативные компьютеры.
Варнер не стал ждать пожизненного исключения из ФИФА и лишения всех почетных наград и регалий и подал в отставку. Луиса Фри и его следствие по делу бен Хаммама Варнер назвал фарсом. Комитет по этике ФИФА исключил бен Хаммама, но не до того, как Катар обеспечил себе Чемпионат-2022 на своей территории. Это неожиданное решение принял 2 декабря 2010 г. Блаттер и по всему миру пошли разговоры, что это решение свидетельствует о коррупции в ФИФА. Ведь на тот момент в Катаре не было надлежащих стадионов, равно как и традиций местного футбола, а также была и есть непереносимая жара.
Последовали санкции со стороны США, которые заставили ФИФА провести расследование присуждения прав на принятие Чемпионатов 2018 и 2022 России и Катару. Главенствующую роль в следствии играли США в лице Майкла Гарсии, бывшего прокурора США в южном округе Нью-Йорка и Федерального прокурора США.
Что касается Блейзера, то он, как косвенно подтверждается относительно мягким уходом в отставку Варнера, сам стал жертвой наводки последнего. Некоторые лица из окружения Блейзера сообщили американским журналистам, что на Блейзера следствие навел Варнер, посоветовав следователям обратить внимание на уклонения от уплаты налогов особенно.
Другие источники заявляют, что Блейзер не самый худший в системе ФИФА и даже признают, что он заслуживает благодарности, как минимум за то, что помог вскрыть очаг проблем. Они как раз говорят, что все-таки Блейзер первым привлек внимание правоохранителей к манипуляциям Варнера, когда бен Хаммам боролся за президентство в ФИФА. И вообще, есть и другие чиновники, которые пока молчат…