Новые правила дорожного движения таят в себе много сюрпризов для водителей и о некоторых из них нам рассказывает Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза РК.
— Новый Год нам дарит не только праздник, но и сюрпризы другого рода. Таким сюрпризом для автовладельцев могут стать новые правила дорожного движения. Я законопослушный водитель, но некоторые пункты этих правил я выполнить не в силах. В частности, почему оставлен пункт «нельзя парковаться в местах, где нет специального знака парковки»? У нас в Алматы этого знака маловато.
— Это одна из одиозных статей нового закона о безопасности дорожного движения и новых правил, созданных на основании этого закона. Эта статья наиболее ярко демонстрирует уровень проработки данного закона. За 2 года подготовки законопроекта можно было каждую букву разглядеть под микроскопом и специалистам, и юристам. Но, видимо, этим мало кто занимался. И мы получили явный ляп. Мгновенно изменить эту ситуацию невозможно. Есть процедуры принятия законов. Рабочая группа должна внести поправки, потом их нужно утвердить одним комитетом, другим, депутатами, правительством. Все понимают несуразность этой статьи о запрете стоянки везде, но быстро этого не исправить.
— Этим вопросом возмущена была даже Генпрокуратура, но все же работники дорожной полиции нас могут за это оштрафовать.
— Если вы остановитесь в месте без знака стоянки, то вы нарушитель закона. Получается, что из 4 млн автомобилистов 99,9 % нарушают закон. Можно привлекать.
— Что ж, крепче за баранку держись, шофер. А как вы восприняли эту новую редакцию правил? Что еще не устраивает?
— В целом закон о безопасности дорожного движения и вытекающие из него правила строятся на ужесточении, каких-либо послаблений в нем нет. Только запретить и ограничить. Если мы приводим законодательство дорожного движения к европейскому, то в Европе правила разумны и глупых ограничений там нет.
«Гаишникам нужно запретить красивых девушек — отвлекают»
— Например?
— Пресловутый пример – аэрография. Кому мешает красивый автомобиль? Создатели законодательства, МВД, дорожная полиция мотивируют это тем, что красивая машина отвлекает водителя от дорожного движения. Но если так рассуждать, то нужно запретить красивых девушек весной, билборды, радио, пассажиров. Все отвлекает. Будет авто черным или разукрашенным – серьезной роли нет. Наоборот, уникальный автомобиль дает возможность распознать авто в случае угона или ДТП. По поводу скоростного режима на трассах, где нет разделительной полосы. Раньше было 110 км/ч, сейчас 100 км/ч. С одной стороны — безопасность, с другой – ограничение скорости вместо строительства качественных дорог. Это не совсем правильный подход.
— В Германии тоже идут дебаты – ограничить скорость на автобанах.
— Да. Но автобан — это хорошая дорога. В четыре полосы в одну сторону. Ограничений нет. Надо все-таки идти по этому пути. Освещать перекрестки. Недавно установили новый светофор там, где его не было. Когда загорается зеленый – включается освещение. Прекрасное решение. Везде бы так. Потому что пешеходы в темное время, как ниндзя — все в черном.
— Еще один важный вопрос. Запрещено перевозить детей без специального автокресла. А как быть таксистам?
— На мой взгляд, это правильное решение. У детей, находящихся в специальном кресле, вероятность травм и повреждений значительно меньше, а вероятность выжить больше, чем у ребенка, находящегося на заднем сидении и/или пристегнутого ремнем, и это это подтверждено испытаниями международных и европейских агентств при ДТП. Ремни-то рассчитаны на взрослого человека. В Европе детям до 12 лет разрешено передвижение только в автокресле.
— А в такси? Я не замечал.
— Подлинно не могу сказать. У меня дети взрослые. Но в Европе такси не как у нас. Там вызываешь такси, и если скажешь, что нужно с автокреслом для ребенка, то вам отправят именно такую машину.
— Вопрос касательно полиции. Если раньше сотрудник должен был, остановив машину, незамедлительно подойти и назвать причину, то сейчас фраза «незамедлительно подойти» исчезла. То есть он может остановить машину и заниматься своими делами.
— Фраза «назвать причину» тоже ушла. То есть остановит и все.
— И выйти водитель тоже не может. И пассажир тоже. А если он торопится?
— Торопится он или его приспичило по нужде, но он должен сидеть и терпеливо ждать. А наши вальяжные полицейские будут тянуть. И если раньше, когда выстроилась вереница, водитель выбегал – ага, аке, баке – теперь он не имеет права выходить из машины, пока дорожный полицейский сам не подойдет.
— А при разработке закона вас приглашали в качестве экспертов?
— Я всегда говорю: при разработке законов касательно автомобилей дорог и безопасности – одна голова хорошо, а…
— Голова с туловищем лучше.
— Хорошо, когда законы обсуждают не только высокие красивые парни в фуражках, а еще и специалисты, и общественные организации. Продукт будет намного лучше. Если вы помните скандал, когда законопроект о безопасности дорожного движения был официально или не официально выложен в Интернет два года назад, там обнаружились такие ляпы, как ссылка на законы РФ. Шапка была правильной, но в самом тексте, а он объемный, были такие ссылки. То есть применили элементарное «копировать – вставить». Взяли закон РФ, что-то добавили, убрали. Никаких общественных слушаний в течение двух лет не было.
— Меня это удивляет. Два года приходили на работу и просто смотрели в бумагу?
— Депутатам приносят стопки законопроектов. Комитет занимается этим не каждый день. Сегодня он рассматривает один закон, через неделю — другой. Представитель МВД сегодня есть, завтра нет. И видя результаты, понимаешь, как это делается. Не только с этим законом, с другими тоже. Они обсуждаются поверхностно, поэтому вот такие ляпы. В тексте 70 страниц 12 шрифтом. За два года можно посмотреть на свет и попробовать на вкус каждую букву.
— Еще нужно упомянуть для тех, кто не знает. Согласно новым правилам, мы должны передвигаться с включенным ближним светом везде. Раньше было только за городом.
— Везде. Либо ходовые огни должны быть включены.
— А штраф?
— Не меньше 5 МРП. Минимальный штраф у нас — половина МРП за незарегистрированную доверенность. Кстати, о доверенности. Наш президент сказал, и я его поддерживаю: доверенность – бюрократический элемент. Это пережиток советского времени. Есть базы данных. Но и в новом законе о дорожном движении, и в правилах в нескольких статьях упоминается о доверенности – «обязательный документ, подтверждающий право пользования». Этот документ должен быть зарегистрированным. Думаю, в ближайшей редакции этот пункт тоже будет удален.
— А вы, как общественная организация, намерены ли выходить на кабинет министров, например, с целью повлиять на следующую редакцию?
— По-хорошему, надо. Не только мне. Я — не юрист. А юрист разбирается во всех тонкостях. Прямо с карандашом в руках пройти по каждой статье, сделать замечания. И эти замечания направить в рабочую группу, в комитет административной полиции, в министерство. Все это можно было сделать два года назад. И тогда нынешний закон был бы приближен к реальности. И там бы не было ляпов, которые невыполнимы в наших условиях.
— Еще один вопрос. Он не касается нового закона. Я слышал, что скоро будут новые паспорта на автомобили вместо техпаспортов. И они будут действительны на территории ЕврАзЭС, которого пока нет, но будет.
— Насколько мне известно, это нововведение будет действовать с 1 января 2015 года. Поскольку запускается регламент стран ЕврАзЭС. Я знаю, что российский ПТС, что у нас называют техпаспортом, почти идентичен с европейским. А у нас отличается. Меньше сведений, формат другой. И если мы перейдем на единый ПТС, то это плюс. В экономическом союзе должны свободно обращаться товары, услуги и автомобили. По единой базе и ПТС будет легче найти машину, угнанную на Дальнем Востоке. Можно купить авто в России и спокойно ездить.
— А какая ситуация с киргизскими машинами? Что с ними будет?
— В Кыргызстан ввозятся праворульные, дешевые автомобили с минимальными пошлинами. Так как они давно в ВТО, у них пошлины в разы меньше. Но думать, что Кыргызстан вступит в Таможенный союз, и мы побежим и накупим там дешевых автомобилей – неправильно. Кыргызстан не станет такой дырой, через которую дешевые авто будут поступать на рынок ЕврАзЭС. Такого не будет. В вопросе автомобилей ЕврАзЭС рулит Россия. Огромное количество машин, производителей, дилеров. Такого никто не допустит. Это будет как с праворульными машинами в России. Они не запрещены к ввозу. В Казахстане они тоже не запрещены к ввозу. Но запрещены к эксплуатации. Будет какой-то подзаконный акт, который будет запрещать беспошлинный ввоз автомобилей из Кыргызстана до какого-то года. Например, если машина привезена в Кыргызстан до 2006 года, то можно. А если она свежая, то однозначно впускать сюда ее не будут.
— Спасибо вам. Вопросов меньше не стало. Мы желаем вам удачи на дорогах!