Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
448
-1.49
EUR
478
-0.38
RUB
4.76
0.00

Отсутствие иерархии и лизоблюдства перед начальством — казахстанец о работе в Норвегии

7050

Невидимое руководство

В первый день Данияра познакомили с некоторыми коллегами.

«Меня удивило, что нас не представили руководству института. В Казахстане знакомство с коллективом и новым местом работы (а я менял их очень часто) почти всегда начиналось с высшего руководства, — вспоминает он. — К слову об отсутствии четкой иерархии: за год работы нас так никто и не познакомил».

HR-менеджер института подарила нашему соотечественнику цветок в горшке с маленькой открыткой Welcome to NUPI, Daniyar, а по всем мониторам в общих зонах запустили страничку с ним на фото и короткой биографией.

Будь скромнее

«Помню забавный случай: сотрудница адмотдела попросила меня отправить свою биографию. До Норвегии я полгода жил в США, поэтому написал свою биографию на американский манер (с перечислением всех своих достижений). Коллега очень сильно смутилась, улыбнулась и отметила, что можно было написать гораздо меньше и скромнее», — делится Данияр.

Только потом он понял эту черту многих норвежцев

– не выделяться из толпы и не ставить себя выше других

Быстрые бутерброды и core hours

Рабочий день у большинства коллег начинался между 9:00 и 10:00, а в 16:00 большая часть сотрудников обычно уже покидала свои рабочие места. С 16:00 до 17:00 в автобусах не протолкнуться.

«У нас в офисе были core hours (с 10:00 до 14:00 – это время, когда желательно находиться на своем рабочем месте», — продолжает он. Обедают норвежцы очень рано – начинают уже с 11 утра. Вбольшинстве случаев все едят принесенные из дома бутерброды и сэндвичи.

«Мы с коллегами из Узбекистана, Польши и Казахстана по привычке обедали в 12:30. Мне показалось, что

чаще всего коллеги ели порознь и не тратили на него больше получаса. Быстро пожевали бутерброды и дальше за работу», — рассказывает Данияр.

В декабре в рамках своей исследовательской группы они проголосовали за традицию по средам всем идти в столовую и съедать вместе суп.

В течение года у Данияра было 5 недель отпуска и возможность поработать из дома

Выходные – суббота и воскресенье.

Молчаливые лифты

«С норвежцами мне не удавалось говорить больше 10-15 минут. Труднее всего было привыкнуть к тому, что большинство коллег не здороваются друг с другом.

Первую неделю я приходил в офис и приветствовал всех на своем пути, попутно спрашивая, как у них дела. Потом пришло понимание, что коллеги находят это странным», — делится Данияр.

Культуры small talk, без которой невозможно представить себя в Штатах и южных странах Европы, в Норвегии не существует.

Самое странное место – офисный лифт. Там гробовая тишина и чувство сильного напряжения присутствующих

«Очень часто бывали ситуации, когда из-за стеснения люди уезжали не на свой этаж. Им было неловко попросить нажать требуемый и они ехали вместе с тобой», — смеется Данияр.

В офисе 90% времени говорят о работе и предстоящих проектах. Остальные 10% — о том, как проведут выходные, катаясь на лыжах.

Портрет норвежского работника

«Мои коллеги были очень вежливы. Кроме того, очень нравилось отсутствие иерархии и лизоблюдства перед начальством. В офисе сложно понять, кто у кого в подчинении», — говорит Данияр.

Из недостатков он называет медлительность:

«Сразу вспоминаю случай, когда попросил нашего IT-специалиста поменять логин моей электронной почты. Свою просьбу озвучил в 14:00. Он мне ответил, что займется этим завтра, так как сейчас уже довольно поздно и он собирается домой».

Может это связано с отсутствием солнца зимой и закатом в 15:30, смеется Данияр, но в зимнее время норвежцы по-особенному медлительны и уходят с работы очень рано. С другой стороны, коллеги никогда не требовали быстрого выполнения того или иного задания.

Дедлайны ставятся с таким учетом, что ты можешь их выполнить в очень медленном темпе

«Мои коллеги были очень практичными – никаких лишних слов, все только по делу. Конечно, были свои исключения, но в основном именно так. Я не слышал ни похвал, ни громких выговоров.

Все очень умеренно. Сдержанная похвала и еще более сдержанная критика. Часто было очень сложно понять, насколько ты впечатлил или огорчил своих коллег», — говорит Данияр.

Держатся за должность

«Сложилось впечатление, что мои коллеги очень редко меняли место работы. Это, конечно, зависит и от возраста. Молодые, только что закончившие университеты, уходят гораздо чаще», — рассказывает он. Добавляя, что

мотивация уйти из одной компании в другую у норвежских сотрудников, как правило, нематериальная,

не связана с зарплатой. Это же касается и продвижения по карьерной лестнице.

«Разница в окладе между топ-менеджером и самым рядовым сотрудником минимальна», — подчеркивает Данияр.

На самом деле у молодежи мало причин, чтобы что-то менять в карьерном плане. Если только они не хотят уехать из Норвегии ради более динамичной жизни.

«Директору нашего института исполнилось 50 лет. Я не видел людей на руководящих позициях младше 40-45 лет. В основном это 50+. В Казахстане же можно увидеть 20-летних директоров и 50-летних подчиненных», — сравнивает он.

Вообще, самые ценные сотрудники, как понял Данияр, которые не вызывают проблем и не выделяются из общей массы. Конформисты, но очень надежные.

«Что касается служебных романов, мне кажется, они крайне редки и отношение к ним негативное. Коллеги – это сугубо профессиональные отношения», — добавляет он.

Зарплаты и расходы

По официальным данным, зарплата здесь составляет 510 000 норвежских крон (52 тыс. евро) после уплаты налогов (в среднем в год на одно домохозяйство).

Холостые и незамужние до 45 лет в среднем имеют доход 2500 евро в месяц после уплаты налогов

Месячные расходы:

  • аренда 1-комнатной квартиры в хорошем районе Осло – 12 000 крон в месяц;
  • продукты и прочие расходы — минимум 5 000 крон;
  • остается около 7 500 крон.

Это очень приблизительные расчеты. Все зависит от стиля жизни.

«Если постоянно питаться в ресторанах и кафе, речь о накоплениях идти не будет», — предупреждает Данияр.

Норвежский босс и демократичный менеджмент

«Наш директор сидел в непримечательном кабинете. Встретив его в коридоре, никогда не поймешь, что он руководит институтом. Максимально простой человек», — говорит Данияр.

— Впрочем, так можно сказать и про остальных коллег. Специфика менеджмента заключается в том, что любые мало-мальские решения принимаются общим собранием и обсуждаются со всеми сотрудниками.

Конечно, это тормозит работу, но ты чувствуешь свою сопричастность. Тебя всегда выслушают, несмотря на твою должность.

Вообще, по его словам, многое в офисной культуре, да и не только в ней, описывается в законе Янте. И он работает.

Закон Янте

  1. Не думай, что ты особенный.
  2. Не думай, что ты настолько же велик, как и мы (в том же социальном положении, на том же уровне, что и мы).
  3. Не воображай, что ты умнее нас.
  4. Не думай, что ты лучше нас.
  5. Не думай, что ты знаешь больше нас.
  6. Не думай, что ты важнее нас.
  7. Не думай, что ты на что-то годишься (что-то способен делать).
  8. Не смейся над нами.
  9. Не думай, что нам (кому-то) есть до тебя дело.
  10. Не думай, что ты можешь нас чему-то научить.
  11. Возможно, мы знаем кое-что о тебе.

Стоит ли там оставаться?

«Норвегия у меня вызвала противоречивые чувства, — делится Данияр, — С одной стороны, я полюбил страну, ее комфорт, высокий уровень жизни и неспешность, с которой живут норвежцы. Но с другой, мне очень не хватало динамики и драйва, которых было вдоволь в США».

Также, по его словам,

было тяжело бороться с одиночеством и депрессией в зимнее время

«Я недооценивал важность солнца, — признает Данияр. Тем не менее я бы с радостью туда еще раз вернулся в случае интересного предложения в профессиональной сфере. А вообще, я планирую вернуться и взглянуть на страну глазами туриста, который приехал отдохнуть и насладиться природными красотами», — заключает он.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter