18+
Астана
Сейчас
-7
Завтра
-8
USD
376.09
-0.21
EUR
426.71
+1.49
RUB
5.72
+0.04

Казахская семья в одиночестве живет в заброшенном российском селе

29556

В 20-х годах прошлого века здесь располагался центральный колхоз «Жанаталап», порядка 150 дворов. Большинство жителей были казахами, которые стали обживаться в местности во время кочевок. Сегодня осталась одна-единственная семья.

sputniknews.kz

Деревню Маметкино в Новосибирской области с трудом можно найти на карте, но недавно о ней узнали тысячи людей в интернете. На остановке богом забытой деревушки долгие шесть месяцев ждал своего хозяина преданный пес, брошенный на произвол судьбы. Спасла собаку казахская семья Байсагуровых — обитатели единственного дома в ауле.

Ленивое мычание коров разрезает предрассветную тишину. Иногда слышны шуршание и шорох шин по старому асфальту, но редкий водитель решит остановиться в этой глуши.

Деревню Маметкино в Чановском районе Новосибирской области называют вымершей

От некогда оживленного аула, где несколько веков назад осели кочевые казахи, остались одни воспоминания. Деревянные постройки давно развалились, уцелел лишь построенный еще при советской власти каменный дом пенсионера Сафаргали Байсагурова и его супруги – единственных жителей села на территории 20 гектаров.

Как появился аул

В 20-х годах прошлого века здесь располагался центральный колхоз «Жанаталап», порядка 150 дворов. Большинство жителей были казахами, которые стали обживаться в местности во время кочевок. В середине XX века из близлежащих районов сюда стали переезжать татары.

«Здесь родились и выросли мой дед, отец. Жили казахи рода кыпчак. Деревня же неподалеку от Павлодара, 100 с чем-то километров, вот и расселялись.

В Новосибирске были еще казахские аулы, в нашем районе было 7, но только наш остался, только один дом. Разъехались, как с тонущего корабля…» — рассказывает Сафаргали Байсагуров корреспонденту Sputnik Казахстан.

Отец Сафаргали был ветераном Великой Отечественной войны. Воевал и с японцами, и с финнами, и с немцами, рассказывает сын. В 1941-42 годах попал в плен под Сталинградом, был в пяти концлагерях.

В былые годы, будучи ребенком, бывало, сидишь возле аксакалов и слушаешь рассказы о Колчаке, о родине, вспоминает он. Разъезжаться кто куда стали в годы коллективизации, когда индивидуальные хозяйства начали объединять в колхозы и совхозы (коллективизация проходила с 1928 по 1937 годы, в западной части СССР — до 1950).

Кто-то уехал в Казахстан, кто-то расселился по районам Новосибирской области.

Школу в деревне закрыли давным-давно, учиться и преподавать там некому

Интернет так и не подключили, хотя и провели кабель.

Маметкино сегодня

Но жизнь здесь все-таки теплится. В ауле есть охотничье хозяйство, супруга Сафаргали трудится там кастеляншей. Сам мужчина, всю жизнь проработавший механизатором-комбайнером, уже пенсионер, на его плечах забота о домашнем хозяйстве.

«Содержим лошадей, коров, овечек и мелкоту разную. Птиц люблю очень. В свободное время к родственникам в гости в райцентр ездим. Отсюда всего 12 км. В среднем минут за 20 можно добраться», — делится он.

В райцентр семья иногда ездит за продуктами, но в основном на столе все собственного производства – от молочных изделий до овощей. Зима теплая, таких ветров, как в Астане, нет, добавляет житель села.

«Если вдруг буран, улицы расчищают. В общем, нормально», — говорит он.

Двое сыновей Сафаргали живут в Новосибирске. Старший работает, младший – студент

«Поживем, наверное, тут еще 2-3 года, надо ведь еще детям помочь. Уехать можно, нас рядом благоустройка ждет. У нас техника, скот. Держимся, пока силы есть, и детишкам помаленьку помогаем», — рассказывает мужчина.

Старшего женили по казахским традициям, как полагается, подчеркивает Сафаргали. Обычаи, культура и язык – сохранить удалось все. Да и как иначе, говорит он.

«В районе у нас справляют все казахские праздники: Наурыз, Ораза, Курбан Айт. Язык как сохраняю? Слава Аллаху, я еще вменяемый. Разве может человек забыть родной язык? В центральном совхозе, в Чанах, райцентре есть родственники», — рассказывает Сафаргали, беседуя на казахском.

В деревню к нему недавно приехали родственники из Астаны.

Уезжать из Маметкино в Казахстан пенсионер не собирается

«Что мне там делать? Все предки мои здесь прожили. Родственники есть в Казахстане, пусть будут здоровы. В прошлом году в Павлодар ездил. В Алматы, наверное, лет 10 не был», — делится сельчанин.

История, тронувшая до слез

В июле 2018 Сафаргали заметил собаку, которая бегала вокруг остановки. По всей вероятности, ее бросили на произвол судьбы.

Сафаргали начал подкармливать одинокого четвероногого, жители близлежащих районов тоже оставляли в миске хлеб, мясо, молоко. Некоторые хотели приютить хвостатого,

но собака никого к себе не подпускала и преданно ждала своего хозяина…

«Летом во время покоса ее оставили. Проезжающие кормили ее, я тоже. Будочку сделали. Как она тут оказалась, без понятия. Бросили или заблудилась, не знаю», — рассказал Сафаргали.

Прошло полгода. Маметкинский Хатико пережил начало зимы в будке и не знал, что за его судьбу переживают сотни людей в соцсетях. Спустя долгие месяцы одиночества мохнатый обрел дом – его забрали волонтеры из Новосибирска. А о деревне Маметкино с единственным домом узнали не только в России, но и за рубежом.