Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
447
-0.91
EUR
476
-2.17
RUB
4.79
+0.03

Навоз коня Туркменбаши для королевы Великобритании: рассказ экс-посла

4892

О том, как британский и французский дипломаты чистили навоз, впадали в истерику из-за общения с суровой российской бюрократией и давали взятки дынями, рассказал Bloomberg.

Увезти Максата

В 1993 году президент только получившего независимость Туркменистана Сапармурат Ниязов наведался в гости к тогдашнему британскому премьер-министру Джону Мейджору. Желая выразить благодарность за гостеприимство, Ниязов подарил визави картину, изображающую коня. При этом Туркменбаши пояснил, что это не просто какой-то абстрактный конь: чистокровного ахалтекинского жеребца зовут Максат и теперь он принадлежит Великобритании.

Сапармурат Ниязов, Туркменбаши

Сапармурат Ниязов

Однако в этом крылась небольшая проблема. Максат находился в Туркменистане, а потому ожидалось, что Великобритания сама займется транспортировкой коня в его новый дом. Именно путешествие скакуна и стало основным откровением в документах, опубликованных Национальным архивом Лондона в прошлую пятницу.

Как писала дипломат британского посольства Лаура Бредди, коней на самом деле было два — второй был предназначен для Франции.

Сначала туркменские скакуны прибыли в Москву. Это путешествие поездом также было полно приключений:

вооруженные бандиты пытались украсть животных во время их передвижения через Казахстан

Однако умные жеребцы попросту отказались выходить из вагонов. Увы, в Москве их ждали еще большие трудности — встреча с постсоветской бюрократией.

Мертвый попугай

Бредди и ее французский коллега договорились встретиться с таможенными чиновниками в час дня. Когда дипломаты прибыли в контору, их оповестили, что все сотрудники ушли на обед и придут не раньше трех часов. Послы объяснили секретарю, что переживают за коней, которые к тому времени находились в вагоне четыре с половиной дня.

«В ответ дипломатам рассказали трагичную историю о попугае финского посла, который был единственным живым существом, попавшим в руки 12-го отделения дипломатической почты на памяти секретарши. Девушка едва не плакала, вспоминая о попугае», — записала Бредди.

После этого секретарша отвела дипломатов на склад, где

весь персонал таможни был найден играющим в покер

Разобравшись с формальностям, британский и французский дипломаты отправились на другой конец Москвы в офис железнодорожников. Прибыв в 16:45, они показали документы и объяснили суть проблемы, однако получили однозначный ответ, что все сотрудники уже не работают и готовятся уходить домой в 17 часов.

Служащую смягчила непростая история лошадей, но совсем ненадолго. Изучив документы, она заявила, что туркменская сторона не доплатила железнодорожные сборы, а потому

дипломаты должны покрыть российским железным дорогам недостающую разницу

Послы быстро выкрутились и предложили свой вариант сделки: так как туркмены отправили коней в принадлежащем республике вагоне и не говорили, что хотят получить его обратно, этот вагон и может пойти в счет уплаты долга. Чиновники согласились, но все равно отказались что-либо предпринимать в тот день и разошлись по домам — ведь было уже пять часов.

На следующее утро дипломаты вновь наведались к железнодорожникам. Те в ответ объяснили, что теперь документы на лошадей просрочены, а потому коням нужно пройти повторную ветеринарную экспертизу.

Спустя час ветеринар выдала нужный сертификат, даже не встав из-за стола

Она пояснила, что осматривала животных ранее и с ними все было в порядке.

Желтые дыни

В 10 утра дипломаты наконец увидели лошадей. Но битва на этом не закончилась.

Из вагона на свет божий выбрались три конюха, которые путешествовали вместе с животными и везли с собой около двухсот огромных желтых дынь. Мужчины объяснили, что

взяли с собой плоды лишь для того, чтобы продать их в Москве и на вырученные деньги купить билеты домой

Загрузив животных — и дыни — в прицеп для лошадей, дипломаты подумали, что находятся на финишной прямой. Но опять просчитались: чтобы груз покинул станцию, с послов потребовали еще один документ. В свою очередь, для его оформления на железнодорожный «лошадиный» вагон нужно было приклеить этикетку, подтверждающую, что он абсолютно пуст. На тот момент часы показывали уже 11:40, тогда как все чиновники уходили на обед в полдень.

Дипломаты все же убедили кого-то из клерков досмотреть вагон, но заветную наклейку не получили. Служащая заявила, что вагон не может считаться пустым, так как он полон конского навоза.

Посланников Великобритании и Франции попросили убрать отходы жизнедеятельности скакунов,

при этом запретив пользоваться мусорными баками на территории станции. Французский посол, отмечает Бредди, к этому моменту начал впадать в истерику.

Впрочем, и британка почувствовала отчаяние. «Я уже решила загрузить навоз в багажник моей машины, чтобы потом использовать его для удобрения роз у себя дома», — признается Бредди. К счастью,

дипломатам удалось подкупить несколькими крупными дынями одного из машинистов,

который отогнал вагон поодаль. Там ахалтекинский навоз был бесцеремонно выброшен на пути.

Несмотря на все злоключения, Бредди завершила записку на оптимистичной ноте: «За последние несколько дней я завела столько полезных контактов, что если мы еще раз захотим ввезти лошадей в Россию, это будет сущий пустяк».

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter