18+
Астана
Сейчас
-10
Завтра
-2
USD
378.66
0.00
EUR
431.56
0.00
RUB
5.7
0.00

Казахстан и Россия в условиях новой эпохи (часть 3)

1188

Проблема Казахстана в его малой медийной известности в России, отягощенной стереотипами еще с советского времени. Мешает отношениям между двумя странами и европоцентризм россиян, которые нацелены на взаимоотношения со странами Европы и США. 

vlast.kz

Публикуем продолжение обзора ИА REGNUM, в котором дается попытка обобщить систематические исследования, проведенные группой авторов  — Марата Шибутова, Юрия Солозобова и Натальи Малярчук — за несколько последних лет, представить новую и более полную картину российско-казахстанских отношений.

В первой и второй частях мы рассказали о политических и социальных факторах, раскрывающих связи между Казахстаном и Россией. Этой статья — о социальных, политических и дипломатических отношениях.

Что говорят социологи?

В измерении общественного мнения лучше обратиться к социологическим данным, а не опираться на патетические слова о «братстве», «великом историческом прошлом» или анализ медийных публикаций и соцсетей.

Ниже собраны таблицы социологических предпочтений казахстанцев и россиян за 2012−2017 годы по данным Интеграционного барометра ЕАБР (Евразийский монитор. Исследования). Отметим, что это точный инструмент, позволяющий делать детальные прогнозы.

Отношение казахстанцев к России

Отношение наших граждан к России очень положительное — ни одна другая страна не вызывает столько симпатий. К примеру, Беларусь (она на 2 месте) дружественной считают только 42%.

Надо отметить, что на предпочтения практически не повлияли ни украинский кризис, ни конфронтация России с Западом, ни операция ВКС РФ в Сирии.

По данным опроса за 2017 год (результаты 6-й волны «Интеграционного барометра ЕАБР»), 28% опрошенных в течение последних 5 лет были в России с личными, туристическими или служебными целями. У

у 40% в РФ есть родные, близкие друзья или коллеги, с которыми поддерживаются постоянные связи

21% хотели бы поехать в Россию с турцелями — это 4 место после Турции (37%), Франции и Германии (по 19% и 18%). 24% опрошенных казахстанцев хотели бы поехать туда на учебу, а 21% — работать. Это первые места по предпочтениям.

Переехать в Россию, если бы представилась такая возможность, хотели бы 17% опрошенных — и это опять 1 место. Также благожелательно относятся наши сограждане и к приезду из России студентов, временных и постоянных работников — 34% опрошенных.

Рады инвесторам из РФ и их капиталам в экономике Казахстана будут 39%, а научному сотрудничеству с Россией — 51%. Российским товарам доверяет 55% казахстанцев.

Практически по всем аспектам сотрудничества Россия выступает для нас как первоочередной партнер

для сотрудничества и наиболее близкая по всем параметрам страна. Также надо понимать, что для Казахстана Россия представляется естественным центром притяжения во всех смыслах — как, например, для Мексики и Канады соседние США.

Отношение россиян к Казахстану

В России отношение к Казахстану до украинского кризиса было скорее нейтральное — как дружественную страну его рассматривала всего треть опрошенных. Но во время и после кризиса отношение стало меняться на более положительное.

В 2017 году наша страна заняла 2 место по дружественному отношению после Беларуси (61%)


В Казахстане, по данным опроса за 2017, побывало 3% россиян, у 6% там есть родственники или близкие, с кем поддерживаются отношения. Хотели бы съездить на отдых или с туристической целью 2% опрошенных, на учебу, работу или вообще переехать — 0% и 1% соответственно.

Думают, что из Казахстана надо приглашать в Россию артистов и привозить культурную продукцию — 17%, рабочих или студентов — 9%, инвесторов — 8%. Готовы к сотрудничеству в области науки и техники 7% опрошенных. Доверяют казахстанским товарам 4% опрошенных.

В целом опросы показывают, что

несмотря на рост доброжелательности по отношению к Казахстану, к сотрудничеству в больших объемах россияне не готовы

Надо также отметить, что в общественном мнении сложился не очень хороший имидж Казахстана как страны для работы, хотя это не соответствует действительности.

Проблемой РК является его малая медийная известность в России, которая отягощена стереотипами,

берущими начало еще в советском времени. Кроме того, мешает и известный европоцентризм россиян, которые в основном нацелены на взаимоотношения со странами Европы и США. Здесь России лучше брать пример с Китая, который первоочередное внимание в своей политике уделяет как мировым центрам силы, так и ближайшим соседям.

Политические аспекты

Отношения на двусторонней основе

Двусторонние казахстанско-российские отношения можно поделить на следующие уровни:

1. На уровне глав государств. Как постоянно отмечают известные российские эксперты,

Нурсултан Назарбаев является одним из двух иностранных политиков, к которым прислушивается Владимир Путин

Назарбаев часто выступает в качестве посредника для Путина в сложных и деликатных ситуациях, к примеру, выстраивание отношений с Турцией или в ситуации по Сирии.

Лидеров двух стран связывает искренняя дружба и высокий уровень личного доверия

2. На уровне правительств. Действует Межправительственная комиссия по сотрудничеству между РК и РФ и входящие в ее состав 8 подкомиссий.

3. На уровне парламента. Сотрудничество в последние годы несколько снизилось. Однако в 2018 году Госдума сделала упор на парламентскую дипломатию и в мае состоялся первый за 10 лет визит депутатов мажилиса (нижняя палата парламента Казахстана) в Госдуму (24 мая 2018 Нигматулин встретился со спикером Госдумы РФ).

4. На уровне политических партий. Многие из казахстанских партий имеют партнеров в России, как правило, совпадающих по политической ориентации (Нур Отан и Единая Россия, ОСДП и Справедливая Россия, КНПК и КПРФ и т. д.).

5. На уровне регионов. Это, как правило, касается приграничных регионов, они постоянно взаимодействуют и имеют специальные меморандумы о сотрудничестве.

Взаимодействие имеет сильную экономическую и социальную основу, подкрепленную вниманием глав регионов

6. На уровне экспертных центров и экспертов идет постоянный обмен мнениями, участие в совместных проектах и написание работ.

7. На уровне простых граждан происходит постоянное взаимодействие в виде поездок, обмена информацией, совместной работы и т. д.

Неравноценное сотрудничество

Однако надо понимать, что взаимодействие на разных уровнях неравноценно и осуществляется с разной интенсивностью.

Лучше всего оно отстроено на уровне лидеров государств и простых граждан

Хорошо существует и на уровне экспертов и приграничных регионов. Правда в том, что сегодня для экспертов обеих стран нет заказа на систематическое изучение собственно российско-казахстанских отношений и мониторинга социально-политической ситуации у страны-соседа.

На уровне политических партий, парламента и правительств взаимодействие слабое

А вот на уровне ассоциаций бизнеса, вроде Национальной палаты предпринимателей и ТПП России, его фактически нет. Видимо, частично из-за конкуренции, а частично из-за различных проблем.

Образно говоря, если представить российско-казахстанские отношения в виде леса, то он весьма своеобразен: в нем есть очень высокие деревья-патриархи и никакого собственно леса и подлеска.

За гигантами сразу идут кустарники и трава, а вот деревьев среднего размера практически нет или они очень редки. И это значительная проблема, которую надо решать на государственном уровне.

Кроме того,

российско-казахстанские отношения служат немаловажным для внутренней российской политики фактором —

от них в определенной доле зависят и межнациональные отношения с татарами, башкирами, казахами, ногайцами, якутами, бурятами и рядом других тюркских этносов, которые чувствуют свою этническую, религиозную и историческую связь с Казахстаном.

Отношения внутри интеграционных объединений

Казахстан и Россия совместно входят в следующие объединения:

  1. Содружество независимых государств
  2. Зону свободной торговли Содружества независимых государств
  3. Евразийский экономический союз, Единое экономическое пространство, Таможенный союз
  4. Организацию Договора о коллективной безопасности
  5. Шанхайскую организацию сотрудничества
  6. Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе
  7. Организацию объединенных наций

В основном Казахстан и Россия выступают в данных интеграционных форматах как партнеры и союзники. Но надо понимать, что несмотря на ожидания некоторых политических сил в России,

Казахстан имеет свои национальные интересы и видение международной политики, поэтому его мнение может расходиться с мнением России

В настоящее время в Москве нет особого понимания признаков отличия союзников от сателлитов. В любом случае наличие надежных союзников в нынешних условиях не позволяет сделать из России страну-изгоя, и это тоже немаловажный фактор в международных отношениях.

Дипломатические отношения

У России в Казахстане имеется посольство в Астане и генеральные консульства в Алматы, Уральске и Усть-Каменогорске. У Казахстана в РФ есть посольство в Москве, генконсульства в Санкт-Петербурге и Казани и консульства в Астрахани и Омске.

Исходя из биографий сегодняшних послов, которые отражают то внимание, которое МИД оказывает стране-соседу, можно еще раз подтвердить гипотезу, как расценивают стороны взаимные отношения.

1. Со стороны Казахстана в качестве посла присылают обычно не кадрового дипломата, а одного из политических тяжеловесов, который имеет прямой выход на президента и обладает большим влиянием.

Посол Казахстана в России имеет обычно довольно большое пространство для политического маневра

2. Со стороны России в Казахстан, как и в большинство стран СНГ, присылают обычно кадрового дипломата пенсионного или предпенсионного возраста, который действует сугубо в отведенных ему рамках, а они у российских послов довольно узкие. Основную нагрузку несет центральный аппарат МИД или другие ведомства

Отдельно надо сказать о небольшом казахстанском феномене — дело в том, что до сих пор

послом Казахстана в России ни разу не был кадровый дипломат, туда всегда отправлялись политики высокого уровня

Как показывает практика, для них это было не ссылкой, а лишь этапом карьеры или рокировкой. Это видно по перечислению должностей, которые они занимали до или после пребывания в должности посла.

Почему же Казахстан всегда отправляет послами в Россию значимых людей?

На наш взгляд, дело тут не только в высоком уровне взаимодействия, но и в том, что у этнических казахов были очень слабые лоббистские позиции в Москве — как и при СССР, так и уже в Российской Федерации.

Образно выражаясь, для Казахстана в России нет никаких потенциальных Усмановых и видных представителей региональной диаспоры. По этой причине Астана делает основную ставку именно на официальный дипломатический канал.

Еще одной веской причиной, по-видимому, служит малое кадровое представительство этнических казахов в Москве как в период СССР, так и позже. Не секрет, что население российской столицы во многом формировалась политическими волнами — армяне, евреи в 20-е годы, грузины в 30-е, 60-е, позже украинцы и особенно выходцы из Днепропетровска.

Но казахской кадровой волны на Москву как не было, так и нет


Продолжение следует