Что происходит на автомобильном рынке? Какие машины сегодня предпочитают казахстанцы? Насколько поднялись цены? И может ли покупка автомобиля стать альтернативой банковскому депозиту?
Эти насущные вопросы мы обсудили с Константином Лобановым, коммерческим директором компании «БИПЭК АВТО Казахстан».
— Константин, по данным отраслевого союза «КазАвтоПром» с начала года казахстанцы потратили на покупку новых легковых машин больше 300 млрд тенге. Вы работаете в 19 городах Казахстана – и в крупнейших, и небольших. Поэтому владеете ситуацией на авторынке, что называется, «на земле». Как бы вы оценили положение дел в отрасли сегодня?
— В сентябре казахстанский рынок отметит 1,5 года своего непрерывного роста. Если говорить о нашей компании, продажи в январе-августе выросли на 37% по сравнению с прошлогодним результатом.
— Неплохой темп прироста.
— Да. По рынку в целом он равен 32%. Так что ситуация стабильна. Август показал самый высокий результат продаж с начала 2016 года – 5,2 тыс. проданных в республике машин.
— Какие автомобили сегодня в «топе» продаж?
— Лидирует LADA. Как вы знаете, усть-каменогорский завод «АЗИЯ АВТО» освоил производство полного модельного ряда этой марки. Сегодня 51% всех выпускаемых в Казахстане легковых авто — это именно LADA. Локализация, конечно же, укрепила традиционно сильные позиции бренда на нашем рынке. С начала года продажи LADA выросли на 70% – темпы вдвое выше общерыночных. С января по август продано больше 8,3 тыс. машин. Четверть всего рынка.
— То есть главным критерием для нашего покупателя по-прежнему остается доступность в цене?
— Дело не только в цене. Сегодняшний АВТОВАЗ – часть альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. И вся линейка LADA проектируется и производится в соответствии с жесткими стандартами альянса. Поэтому современные модели LADA по уровню качества и оснащения мало отличаются от «братских» моделей на франко-японских платформах.
Казахстанский потребитель эти перемены уже успел осознать. Клиент по-прежнему отдает за автомобиль сравнительно скромные деньги, но теперь он получает дополнительную ценность – в виде эффектного дизайна, разработанного Стивом Маттином, нового уровня безопасности и опций, которые раньше были недоступны владельцам LADA.
Буквально неделю назад на конвейер «АЗИЯ АВТО» встала новая Granta. Это самая доступная модель в линейке LADA. И один из самых ярких примеров сочетания привлекательной цены и современного имиджа марки.
— Какие еще новинки вы готовите на эту осень?
— В августе мы открыли продажи Kia Rio X-Line. Это кроссовый хетчбэк, специально адаптированный к дорожным и климатическим условиям Казахстана – редкий случай. Но в ближайшие недели мы представим еще четыре новинки наших корейских партнеров. Это новые седаны KIA Cerato и KIA Optima, компактный хэтчбек Picanto и спорткар KIA Stinger. Поклонников Skoda также ждет перспективная премьера – Kodiaq SportLine.
— Плотный график. А как бы вы охарактеризовали ценовую ситуацию на рынке? Насколько выросла средняя стоимость по вашим маркам?
— Для линейки KIA, Skoda и Chevrolet c начала лета цены выросли на 2-3%. От валютного фактора никуда не уйдешь. В случае LADA и УАЗ изменение цен было менее существенным.
Это наши бренды. А в среднем по рынку ценник в этом году уже поднялся на 7%.
— Могли бы вы дать лайфхак покупателям: как сэкономить при покупке нового автомобиля, какова правильная тактика?
— На самом деле мы уже предложили нашим клиентам такой инструмент экономии. Мы сказали: вы можете зафиксировать цену в тенге, если заранее оплатите не менее 60% стоимости автомобиля. Причем в этом случае вы получите скидку до 15%. В среднем – 10%.
Сегодня вы выбираете модель, комплектацию, цвет и вносите предоплату. Через два-три месяца получаете автомобиль. Цена не меняется. Плюс вы получаете весомую экономию.
— Фактически альтернатива банковским депозитам.
— Причем гораздо более привлекательная. Давайте считать. Средняя ставка по краткосрочным тенговым депозитам сегодня порядка 11%. Но это годовое вознаграждение. Инвестируя в покупку автомобиля по предзаказу, вы получаете свои 10-15% уже в течение 3 месяцев.
— То есть в годовом исчислении эту выгоду можно умножить на 4.
— Совершенно верно. При этом вы получаете в собственность твердый и всегда ликвидный товар.
— Ваши клиенты уже «распробовали» эту программу?
— Мы запустили ее недавно, но уже в июле-августе наши продажи росли вдвое быстрее рынка. Суммарный августовский сбыт новых авто в Казахстане год к году вырос на 15%. В нашей сети – на 32%. Из 36 тысяч всех новых легковых автомобилей, проданных в стране за 8 месяцев, 11 тысяч были приобретены у нас. Лучший результат среди участников казахстанского рынка.
С октября эта программа станет еще интереснее. Клиенты смогут получить беззалоговый кредит на внесение предоплаты. Банк не потребует у вас обеспечения.
— В чем здесь, помимо привлечения клиентов, выгода компании?
— Мы тоже экономим: на банковских процентах, логистике, содержании складов.
«АЗИЯ АВТО» – производитель. И от 20 до 40% стоимости автомобиля – в зависимости от модели – локализовано на усть-каменогорском конвейере. Поэтому, в отличие от импортеров, завод обладает большей свободой финансового маневра.
Плюс эффект масштаба: две трети всех выпускаемых в Казахстане легковых автомобилей это наша продукция. Через нашу филиальную сеть в 19 городах проходит самый крупный поток клиентов.
Поэтому такая форма финансового партнерства с покупателем экономически оправдана. Это выгодно и клиентам, и нам.
— То есть программа предоплаты это не «сезонное предложение»?
— Сейчас она работает в тестовом режиме. Но, думаю, эта финансовая опция станет постоянной. Единственное – размер дисконта мы, возможно, скорректируем. Все будет зависеть от ситуации в отрасли и финансовом секторе.
— Спасибо за разговор.