Астана
Сейчас
-12
Завтра
-18
USD
375.9
+1.70
EUR
423.56
+3.22
RUB
5.55
+0.03

Стали известны результаты социсследования, проведенного республиканским проектом «Өмірлік таңдау»

Проект «Өмірлік таңдау» завершил свою работу в пяти областях — Мангистауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской.

В рамках проекта было проведено социсследование на предмет заинтересованности школьников техническими специальностями.

Как оказалось, 29% учеников 9-х классов из пяти областей ни разу не сталкивались с понятием «рабочие профессии». Среди родителей отношение к рабочим профессиям неоднозначное: с одной стороны, они признают, что это востребованные на сегодняшний день профессии, с другой — только 30,8% согласны с тем, чтобы их ребенок получил рабочую профессию.

По мнению родителей, это малооплачиваемые, неконкурентоспособные специальности, которые не позволят сделать карьеру и добиться успеха.

Основными факторами при выборе учебного заведения для продолжения учебы после школы для большинства выступают возможность поступить на грант и наличие требуемой специальности, а наиболее привлекательными условиями при выборе будущей профессии рассматривают перспективу развития как профессионала и уровень дохода.

Однако их восприятие изменилось после посещения профориентационного тренинга, организованного проектом «Өмірлік таңдау». Результаты показали, что доля учеников, которые хотели бы пойти учиться в колледж, после участия в тренинге увеличилась с 30% до 35%.

Незначительно, но увеличился интерес к информации о местных колледжах. После участия в тренингах доля родителей, которые согласились с тем, чтобы их ребенок получил рабочую профессию, увеличилась с 30,8% до 35,4%. Также увеличилась поддержка со стороны родителей решения детей о поступлении в колледж (с 44% до 48%). Возрос у родителей и интерес к информации о рабочих профессиях и местных колледжах.

После участия в тренинге среди учащихся увеличилась доля тех, кто считает, что рабочий с высокой и востребованной квалификацией имеет хорошую перспективу для трудоустройства (с 58% до 64%), а также, что рабочая профессия — хороший старт для профессионального и карьерного роста (с 58% до 62%).

У родителей после тренинга заметно изменилось мнение в отношении рабочих профессий. Доля тех, кто считает, что рабочие профессии – это малооплачиваемые специальности, уменьшилась с 33% до 24%.

Также заметно сократилась доля родителей, считавших до участия в тренинге рабочие специальности лишенными карьерных перспектив (с 24% до 19%).

По итогам исследования, семья выступает основным референтом при выборе профессии учеником. При этом опрос родителей выявил две проблемные зоны:

  • в современных казахстанских семьях слабо развита культура составления образовательных планов детей. Чаще всего используется тактика «отложенного решения», которая предполагает принятие решения о выборе профессии после получения полного среднего образования (11 классов);
  • имеет место латентный конфликт мнений родителей и детей в отношении будущего последних. Исследование выявило расхождение представлений учеников и родителей в вопросе о том, кто принимает решение об образовательных планах выпускников 9-х классов.

Исследование показало, что системной работы по профориентации учеников в школах не ведется. При этом видно, что большинство школ чаще всего использует профориентационные мероприятия, организованные на базе и с использованием только ресурсов школы.

Меньше внимания уделяется профессиональным обучающим тренингам и мероприятиям, требующим привлечение бизнеса. В связи с этим исследователи считают, что необходимо ввести стандарт о наличии в школе сертифицированного специалиста по профориентационной работе.

Они на профессиональной основе будут проводить работу с учениками по вопросам профессионального самоопределения, учителям-предметникам должно быть рекомендовано увеличить долю практических занятий по темам для развития начальных профессиональных навыков у учеников.

Широкую практику должны получить мастер-классы и лекции для школьников представителей разных отраслей и специализаций. Действенным аргументом в пользу выбора рабочей профессии может стать информация о возможностях и темпах социально-профессионального роста для молодых специалистов.

Напомним, проект «Өмірлік таңдау» начал свою работу осенью прошлого года. За время реализации было проведено более 1500 тренингов, общий охват участников составил 36445 человек — это школьники и их родители, а так же 260 педагогов-психологов средних школ.

Организаторам проекта выступил ОФ «Пресс центр Азия» при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».