Продукты Казахстана проигрывают конкуренцию

Казахстанские продукты вытесняются с прилавков российскими и украинскими товарами. Что еще хуже — главные экспортные товары отечественного агрокомплекса оказываются покупателям ненужными. Тем не менее, производство продовольственных товаров в республике растет, что лишь поднимает их стоимость.

Бери меньше — плати больше

Один из трендов начала 2017 года – увеличение стоимости импортируемой Казахстаном продукции. Так, стоимость завезенного в январе-феврале мяса составила 12,5 млн долларов – это на 22% выше показателей 2016 года. При этом физический объем поставок снизился почти на 10%. Таким образом, средняя

цена на иностранное мясо в республике выросла на 35,4%

Тренд задает основной поставщик продукции – Россия, средняя стоимость продукции из которой увеличилась с 1040 до 1405 долларов за тонну. Примеру последовала и Украина, которая не только увеличила цену, но и более чем в три раза прибавила в отгрузке.

Аналогичная ситуация и на молочном рынке: импорт вырос на 23,3%, хотя поставлять товара на казахстанский рынок партнеры стали меньше почти на 14%. Россия стала продавать товар на 63% дороже, значительно увеличилась и стоимость поставляемых товаров с Кыргызстана.

Жиров и масел Казахстан стал покупать меньше почти на 12%, но заплатил за них даже несколько больше, чем в 2016 году. Импорт шоколада и кондитерских изделий вырос, но выросли и цены.

Интересная ситуация на рынке тростникового сахара. За январь-февраль 2017 года импорт этого товара в Казахстан вырос на 70%, что произошло из-за резкого роста поставок из России, которая сходу захватила 58% рынка. При этом республика перестала закупать товар в Чехии и Азербайджане. Это неудивительно – стоимость продукции из этих стран была самой высокой: в среднем 490,3 и 534,3 долларов за тонну соответственно при средней цене импорта в 430 долларов. Удивительно в этой ситуации иное: стоимость российской продукции в 2017 году еще выше – 610,3 долл. за тонну (+87,7%за год).

Особенности национальной логистики

По всем перечисленным видам основными поставщиками продукции в Казахстан являются две страны: Россия и Украина. Поэтому неудивительно, что основными потребителями их продукции являются западные регионы Казахстана: на долю ЗКО и Мангыстауской области, к примеру, приходится 2/3 всего ввозимого в республику мяса.

Однако

это говорит не об общем состоянии дел в сельхозсфере Казахстана, а скорее о трудностях логистики

Главные же животноводческие центры страны (на долю ВКО, ЮКО и Алматинской области приходится почти половина производимой в стране продукции животноводства) находятся в тысячах километрах от этих регионов, поэтому купить мясо у соседей оказывается проще и дешевле, чем везти его через всю страну.

Если говорить о казахстанском агросекторе, то он сейчас на подъеме. По итогам первого квартала 2017 года, в республике на 4% увеличилось поголовье крупного рогатого скота – количество превысило отметку в 7,2 млн единиц (в том числе 3,2 млн коров). Также по сравнению с первым кварталом 2016 года произошло увеличение поголовья овец (на 1%, до 18,6 млн голов), лошадей (на 8,9%, до 2,3 млн) и верблюдов (на 5,1%, до 195 тыс). При этом свиней и коз в Казахстане стало меньше: количество первых сократилось на 4,8% (до 893,9 тыс. шт.), вторых – на 1% (до 2,782 млн).

Птицы в Казахстане стало больше на 2,6 млн – 38,3 млн шт., или рост в 7,4%. Но несмотря на это, производство яиц снизилось на 1,2%. Остальные показатели в росте: за 3 месяца 2017 года было произведено 211,1 тыс тонн мяса (+3,8%), 863,5 тыс литров молока (+3,6%), 585,9 тыс крупных и 1,4 млн мелких шкур (+3,5%).

Покупателей нет

Казалось бы, увеличение показателей агропрома должно привести к увеличению экспорта продовольствия либо к снижению цен на него на внутреннем рынке. Но на практике не происходит ни того, ни другого. Уровень цен на продовольственные товары вырос за 3 месяца 2017 года на 3,2%, а экспорт снизился на 9,1% (до 263,8 млн долларов за январь-февраль 2017 года), снизив долю в общей структуре казахстанских продаж с 5,7 до 4,3%.

Так, продажи главного экспортного сельхозтовара – пшеницы – упали на 30%. За январь-февраль ее было продано на сумму 85,6 млн долларов. Топ-5 покупателей (Россия, Китай, Иран, Таджикистан и Узбекистан) суммарно сократили покупку более чем на 30 млн. Особенно ярко бросается в глаза отказ Ирана: за год объем продаж пшеницы сократился более чем в 12 раз: с 17,3 до 1,4 млн долларов. Избежать совсем уж печального исхода помогло увеличение продаж в полтора раза в Кыргызстан (до 7 млн долларов) и троекратный рост экспорта в Италию (до 9,5 млн, но для этого пришлось снизить цены на четверть по сравнению с 2016 годом).

Парадоксы плана развития Казахстана: все хуже и хуже

Иран отказывается не только от пшеницы казахстанского производства, но и от ячменя, едва ли не единственным покупателем которого он является. За первые 2 месяца 2016 года сюда было продано товара на 42,7 млн долларов, год спустя – на 22 млн. При этом казахстанские производители еще пошли на уступки и снизили цены на свою продукцию на 12%.

Экспорт муки упал на 16% (до 60 млн долларов) во многом из-за сокращения продаж в Афганистан, куда уходит более половины продукции.

За первые 2 месяца 2017 года было экспортировано всего 900 тонн мяса – почти вдвое меньше показателей 2016 года. Казахстан потерял рынок Кыргыстана, куда уходила треть экспорта. Хоть республика и стала понемногу продавать продукцию в ОАЭ, ситуацию это не спасло: объем экспорта, даже несмотря на среднее увеличение цены, составил лишь 67,3% от показателей 2016 года.

Зависимость от соседей в ущерб своему производству

Таким образом, в казахстанском сельском хозяйстве складывается интересная ситуация:

западные регионы страны все больше зависят от украинской и российской продукции, при этом они готовы платить за нее все больше

При этом практически во всех остальных регионах происходит насыщение рынка отечественной продукцией. Потому что ее стало больше, а за рубежом она никому не нужна, даже несмотря на снижение цен. И вопреки законам экономики, увеличение предложения не приводит к снижению цен.

# # #
Загрузка...