Нур-Султан
Сейчас
0
Завтра
7
USD
432
+2.31
EUR
506
+3.43
RUB
5.52
+0.10

Тайный язык всех детей

353

«Лучше бы меня не было!»

Ко мне на прием пришла Жанна, мама 9-тилетней Наташи, с вопросом: могу ли я помочь ее дочке обрести уверенность? Оказалось, эта третьеклассница постоянно повторяет: «у меня ничего не получится», «лучше бы я не родилась», «пусть мне будет хуже всех». У девочки нет друзей и в классе она держится обособленно, а когда учитель ей ставит четверки, то она по-настоящему плачет.

На первый взгляд семья выглядит гармонично: ребенок растет в атмосфере любви и понимания. Со слов мамы, у Наташи с младшей сестрой неплохие отношения: «ссорятся, конечно, не без этого, но играют все-таки вместе».

Встречи с самой Наташей, в отсутствие родителей, удивили меня еще больше. Оказалось, что кроме учебы, она занимается изучением английского языка, учится в художественной школе и ходит на плавание. Откуда в этой всесторонне развитой девочке такое отношение к себе?

Большой секрет маленького человека

Естественно, задавать такие вопросы в лоб – глупо. Но ответы так нужны! И ключ к их поиску – игра. Она придает конкретную форму внутреннему миру ребенка, является его символическим языком. И те трудности, с которыми ребенок сталкивается в реальной жизни, но не может выразить словами, он может проиграть в символической реальности. Именно в игре ребенок становится хозяином положения, учится быть творцом своей жизни – и рассказывает вам о себе.

На встречах с детьми я стараюсь создать такую символическую реальность с помощью игр, рисования, лепки и т.д. Реальность, в которой ребенку безопасно, где он смог бы раскрыться, стать самим собой и смело выражать себя, не опасаясь быть непонятым. Естественно, здесь вводятся и терапевтические ограничения – они призваны помочь научиться самоконтролю и ответственности за свои действия.

Отгадка

На игровых встречах Наташа часто проигрывала ситуации, связанные с неудачей и даже катастрофой: главные герои были спасателями (пожарными или врачами) которые не справлялись со своей работой – то дом сгорел, то пациент умер, то весь мир разрушился. Были и «хорошие» сценарии: люди с суперспособностями спасали все человечество от гибели.

Складывалось ощущение, что первые сцены были связаны с тем, что девочка ощущала в реальной жизни. А второй тип сценариев отражал стремление к всемогуществу, которого так не доставало ребенку. Откуда такая зацикленность на катастрофах у 9-тилетней девочки? Видимо, будучи очень ответственной и исполнительной, Наташа впитала в себя и завышенные требования взрослых, в первую очередь родителей. И психологически она была не в состоянии справиться с теми нагрузками, которые легли на ее плечи: школа, спорт, кружки…

Мамины страхи

Проблемы детей часто имеют корни в головах родителей. А значит, решать проблемы Наташи надо было с мамой Жанной. Наше общение сводилось к тому, чтобы научить ее показывать свою безусловную любовь к дочери. Не за оценки и достижения, а за сам факт того, что она есть.

И тут на поверхность всплыли страхи Жанны: а что если Наташе теперь не захочется хорошо учиться, если ее будут любить без стимула, просто так? Что, если ребенок испортится, перестанет стремиться к чему либо, покатиться вниз?

Так оказалось, что мамины страхи превратились в неуверенность дочки. И то, что у ребенка выглядело как сомнения в себе, с годами во взрослой жизни могло превратиться в постоянную депрессию, страх успеха и даже стремление к провалу. Той самой катастрофе из игр.

Уроки доверия

Нам пришлось долго говорить с Жанной о родительской любви. О том, что очень важно, радуясь успехам детей, обращать внимание не только на саму победу, на «получилось-не получилось». Важно еще и понять, что чувствовал ребенок, когда он шел к этой цели. Что нравилось ему делать, а что не очень. Ведь цель значима не сама по себе, а именно процессом достижения.

И важно помнить, что человек не может всегда быть успешен. Бывают ситуации, когда что-то не получается. И тогда ребенку нужна поддержка тех, кто их любит. Иначе может показаться, что в жизни нет смысла, а все зависит от супер-способностей.

Жизнь без катастроф

В наших дальнейших встречах с Наташей мир катастроф из игр постепенно улетучился. Стали появляться семейные сцены, а в них – мир и гармония. Там участники сценок выражали свои чувства и были услышаны другими.

Эти изменения стали отражением перемен в жизни девочки. Жанна стала говорить, что Наташа перестала себя критиковать, в школе у нее появилась подружка и она стала меньше расстраиваться из-за оценок. В то же время успеваемость ребенка от этого не пострадала – хотя и сама мама стала переживать по этому поводу меньше.

История Наташи и ее мамы, к сожалению, не уникальна. Нет сомнений, родители в самом деле искренне любят детей, стараясь изо всех сил дать им хорошее образование для полноценной жизни в будущем. Но при этом мы часто упускаем из виду то, что происходит с ребенком в настоящем. И получается так, дети попросту не чувствуют этой любви.

Важно понять: задача родителей состоит не только в том, чтобы дать своему чаду самое лучшее, а в том, чтобы выразить и дать почувствовать любовь, переполняющую родительские сердца. А это уже искусство! Дарить ребенку безусловную любовь, в которой он нуждается, и одновременно сочетать это с дисциплиной, которая является для ребенка гарантом безопасности, непросто. И об этом – в следующий раз.

 Алия Токбергенова, психолог семейно-психологического центра «Кидо»

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter