Ты говоришь. Он слушает. Ты объясняешь. Он кивает. И все без толку. Потому что он не здесь, не с тобой. Твой ребенок где-то там – за невидимой стеной, в другом мире. И пока ты не войдешь туда, ты не поймешь его. А он – тебя.
Путешествие к ребенку
Когда родители больше всего думают о своих детях? Накануне 1 сентября. Грядущий учебный год обязывает. Вместе с ним вспоминаются и детские проблемы: нежелание учиться, трудности во взаимоотношениях с учителями, нелады с одноклассниками. В общем, много чего. Конечно, родителям хочется, чтобы в наступающем году таких сложностей было меньше.
«И что тебе надо?»
9-летнего Ерлана (имя изменено – прим. Авт.) привела ко мне мама – с просьбой разобраться, что происходит с сыном. Как обычно, мальчик не горел желанием общаться со мной. Ведь я, в его глазах, была тем, кто покушался на его внутренний мир. Точнее, я была одной из тех, кто покушался: все окружающие хотели что-то исправить в его жизни, были недовольны тем, какой он: родители, учителя, одноклассники… В ответ он своим поведением словно заявлял всему миру: «Да, я такой!».
В школе Ерлан мог среди урока спокойно встать и уйти, если ему становилось скучно. Он не трудился объяснять причины этого ни учителям, ни маме. С одноклассниками отношения были отчужденными – из-за того, что он не скрывал своего надменного отношения к ним.
По сути, в девять лет мальчик уже познал глубину одиночества. Не понимая и не принимая давление окружающих, он единственным решением этой проблемы для себя выбрал сокращение всех контактов до минимума.
Банальный ответ
Традиционно в таких ситуациях родителям советуют: поговорите с ребенком по душам. Объясните, подскажите, научите… Все это мама Ерлана перепробовала – и не раз. Без результата – внешне логичные и рациональные установки мамы были лишь очередными «бомбами», сброшенными на мир ребенка. Они остались непонятыми, и проблема не была решена.
Один из методов, которым я работаю с детьми, является «песочная» терапия. Для этого нужен деревянный ящик размером 50 на70 см. Его дно и внутренняя поверхность боковых стенок выкрашены в голубой цвет, а сверху насыпан песок. В общем, ничего особенного, но… Этот ящик, дополненный коллекцией миниатюрных игрушечных фигурок может стать окошком в мир вашего малыша. Огромный, фантастический мир!
Игра для ребенка – естественное состояние. Его фантазия легко преобразит эту небольшую коробку в огромный мир, наполнит его живыми персонажами, приключениями и историями. Дно ящика вдруг окажется рекой или океаном, голубые стенки превратятся в небо, песок – в землю пустынь, берега морей, города и горы.
В этом мире можно сотворить множество историй – каждая из которых будет отражением переживаний растущего человечка. Здесь можно рассказать свои страхи, волнения и надежды, не прибегая к словам, лишь с помощью игрушек. Само по себе такое переложение уже помогает облегчить переживания – постепенно то, что преследовало и мешало, находит себе выражение в этом игровом мире и отступает. А если еще и понять подтекст этих историй, их значение для малыша – можно войти в его внутренний мир. И поверьте, это очень увлекательное путешествие!
Вернемся к Ерлану.
Первые наши встречи проходили почти в полном молчании. Он с вызовом смотрел на меня, как бы говоря: «Ну, и что ты хочешь со мной сделать?» Я предлагала ему строить миниатюрные сюжеты в песочном ящике. Сюжеты этих картин поначалу были скудными – лишь бы я отвязалась. Но я проявляла интерес к тому, что он строит, и при этом ничего не комментировала, как бы говоря своим поведением: «ты мне интересен, такой, какой ты есть, что бы ты не делал».
Переломной оказалась третья встреча. Сюжет, который он построил на песке, представлял собой баталию — два мага напали на одного. Сколько энергии, злости и желания все уничтожить было в этой сцене! И в итоге волшебник-одиночка был повергнут. Я спросила:
— Интересно, что чувствует этот поверженный, принявший вызов от двух сильнейших магов?
— Усталость и боль.
— Похоже, тебе в твоей жизни знакомы эти чувства?
Ответа не последовало – он просто вздохнул.
Зато на следующей нашей встрече Ерлан заговорил сам. Говорил много, почти не останавливаясь. Выяснилось, что и в детском саду, и дома, еще до школы, он был общителен – пока отец не ушел из семьи. Тогда же мама стала очень строга.
Тут я и начала свое путешествие через ящик в мир этого малыша. С помощью фигурок он создавал в ящике истории, разыгрывал сцены – и через них мы говорили. Наш путь пролегал то через пустыню, где нет места чувствам, то через болота, где путник вяз в обидах и претензиях к миру, то по бескрайним просторам океана, и где становилось немного страшно оттого, что не видно земли.
Он отважно пускался в каждое путешествие, познавая свой внутренний мир, а я его сопровождала, своим присутствием как бы говоря: «не бойся, если понадоблюсь, я рядом». Он стал делиться со мной своими сомнениями и страхами. Стал более откровенным.
Чтобы понять и выслушать это, понадобилось не одно путешествие. Но из каждого мальчишка возвращался все более уверенным в себе. Мама сказала мне, что их отношения изменились, появилась близость, которой давно не было. В школе он завел друга, появились любимые предметы. А я видела, как этот мальчик стал ценить себя именно за то, какой он есть. Ерлану больше не нужно было защищаться от мира – и мир в ответ стал к нему добрее.
Секрет игры
К сожалению, наследие советской педагогики до сих пор играет главенствующую роль в воспитании. Мы убеждены: мы лучше знаем, что нужно ребенку, и не задумываясь, навязываем ему «правильный» выбор. В ответ малыш учится сопротивляться изо всех сил этой внешнему давлению, престает слышать внешний мир в буквальном и переносном смысле, и часто теряет способность понимать, что именно он хочет. Это естественно, ведь рядом всегда есть тот, кто знает как лучше!
Со временем такое отношение родителей к ребенку и ребенка к миру создаст массу трудностей для быстро растущего человечка. Понятно, что объективно мы, взрослые, зачастую действительно лучше представляем себе, что хорошо и что плохо. Но не всегда.
Точно так же не всегда мы умеем передать эти знания своему ребенку.
Именно поэтому так хорошо работает игра – правильно подобранная и выстроенная определенным образом. Игра в кабинете у детского психолога отличается от той, которую мы можем наблюдать дома или на улице. Здесь каждый символ, их расположение их в песочном пространстве играют свою роль и имеют свое значение, по которой психолог диагностирует состояние ребенка.
Есть и другое, лечащее значение игры: она сама по себе корректирует детское состояние, помогает ребенку. Ведь в игровом мире у него появляется возможность побыть тем, кем еще не получается быть в реальной жизни. Бесстрашным, отважным, а главное – безусловно любимым.
На встречах с родителями мы ведем диалог о том, как они понимают своего ребенка. Как слышат его потребности и желания. Поверьте – это и наука, и искусство одновременно. У современной детской психологии есть много способов справляться с негативным для нас, взрослых, поведением ребенка, не подавляя его при этом. И если вдруг вы понимаете, что дорогой вашему сердцу человечек далек от вас, а общение свелось к формальным фразам – приходите. Мы поможем и научим искусству путешествий в мир ребенка.
Алия Токбергенова, психолог семейно-психологического центра «Кидо»