30 мая 2016 года в Алматы в детском доме №2 состоялась презентация проекта «Центр поддержки семьи» на базе детского дома №2 и Круглый стол «Политика поддержки семьи как стратегия профилактики социального сиротства и защиты детства».
Работа над проектом осуществляется Общественным движением «Ребенок должен жить в семье» в сотрудничестве с Комитетом по охране прав детей МОН РК и Управлением образования акимата г. Алматы.
По данным Комитета по охране прав детей, ежегодно в республике выявляется около 8 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году из числа выявленных 47,6% составили дети в возрасте от 0-6 лет. 3723 ребенка сразу же были определены в семьи казахстанских граждан под опеку, попечительство, патронат, усыновление. При этом из 1575 выявленных детей в возрасте от 0 до 3 лет казахстанскими гражданами были усыновлены 1567 детей. Ежегодно около 3 тысяч детей попадают в детские дома. 7395 (80,4%) детей, находящихся в детских домах, составляют дети в возрасте от 7 до 18 лет, соответственно, 19,6% детей (1797 человек) – дети в возрасте до 6 лет. Более 700 родителей ежегодно лишаются родительских прав. В таких семьях проживают, как правило, более 1 тыс. детей, которые пополняют детские дома, становясь социальными сиротами (81,6%) при живых родителях. Кроме того, более 12 тыс. выявленных неблагополучных семей также нуждаются в оказании им социальной, психологической, юридической помощи.
Результатом отсутствия единого механизма, позволяющего на ранней стадии предупредить семейное неблагополучие и системы оказания профессиональной психологической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, является показатель ежегодного попадания в ЦАНы (Центры адаптации несовершеннолетних) около 6 тыс. детей и более 3 тыс. детей в детские дома.
Актуальность деятельности «Центра поддержки семьи» заключается в том, что существующая практика усыновления, опеки и патроната не подкреплена поддержкой профессиональных социальных служб в процессе подбора, обучения будущих приемных родителей, помощи ребенку в адаптации к новым условиям проживания, оценке ресурсов семьи и потребностей ребенка, а также последующей поддержки приемной семьи. Учитывая, что по данным Комитета по охране прав детей МОН РК в 2014 г. 250 детей вновь поступили в детские дома после отмены усыновления, в 2015 г. – 246 детей (для сравнения: переданы на опеку, патронат, усыновление: в 2014 г. 1146, в 2015 г. 1519 детей) в стране необходимо развивать систему социального и психологического мониторинга и сопровождения всех видов приемной семьи в целях профилактики возврата детей в детские дома.
Работа Центра поддержки семьи на базе ДД №2 будет направлена на:
1. Разработку новых программ обучения социальных работников и психологов, которые будут заниматься работой с семьями и детьми в трудной жизненной ситуации, а также устройством и сопровождением ребенка в замещающей семье;
2. Разработку и апробацию программ и методов подготовки всех видов замещающих семей;
3. Разработку и апробацию технологий мониторинга и сопровождения семьи с приемным
ребенком;
4. Работу с целевой группой:
— Школа приемных родителей;
— Обучение кандидатов в приемные родители, опекуны и патронатные воспитатели по специальным программам;
— Обучение семей, уже воспитывающих детей, родительские мастер-классы;
— Услуги комплексного сопровождения семьи: мониторинг процесса адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях; пошаговое ведение и курирование, психологическая и правовая помощь ребенку и родителям;
— Социальный патронат: услуги по оказанию помощи кризисным семьям и воссоединению ребенка с кровной семьей; педагогическая и реабилитационная работа с ребенком, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
— Юридическая помощь и консультации.
При успешной реализации проекта предполагается провести трансформацию/ перепрофилирование детского дома №2 г. Алматы в «Центр поддержки семьи» как Уполномоченную организацию органов опеки и попечительства Управления образования г. Алматы с соответствующими полномочиями и функциями, а также с финансированием из местного бюджета.