Фото автомашины Toyota с алматинскими госномерами и со свастикой на багажнике выложил на своей страничке в Facebook один из пользователей.
«Добрый день всем. Прислали. На этом фото видно немецкую свастику. Видимо, и у нас появляются придурки. Кто знает эту машину, нацарапайте ему на капоте, что это плохо», — пишет автор, разместивший фото на своей странице.
Как выясняется, наказать человека, разместившего свастику на автомобиле, довольно сложно: в Уголовном кодексе страны нет конкретной статьи за пропаганду фашизма. Существует статья 174 «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни «, однако она не вполне подходит для того, чтобы привлечь к ответственности именно за этот эпизод.
— Свастика ассоциируется с войной, развязанной фашистами, с расовым превосходством, которые гитлеровцы проповедовали и пропагандировали и в связи с этим уничтожали целые народы. Если над этой статьей вот так поработать, разобрать ее по полочкам, то у нас как бы есть норма, которая запрещает пропаганду фашизма. Но прямой нормы нет. Поэтому надо вносить поправки, предусматривающие запрет ношения нацистской атрибутики, — считают юристы.
Еще в апреле прошлого года, когда новый УК РК был еще только в процессе обсуждения, некоторые депутаты Сената парламента РК высказывались о том, что в Казахстане необходимо ввести уголовную ответственность за отрицание преступлений фашизма.
– Пока в Казахстане нет повода тревожиться о том, что вдруг у нас появятся организации фашистского толка или отдельные приверженцы этой идеологии. Но мы видим, что к примеру, в России есть признаки того, что фашизм, нацизм становятся привлекательными для определенной части молодежи, — отмечал депутат Сената парламента РК, профессор, доктор технических наук Хусаин Валиев в интервью журналисту портала «Костанайские новости». — Поэтому появился и соответствующий законопроект, и дискуссии на эту тему не утихают. Не могу согласиться с теми, кто считает подобный закон отступлением от демократии. Мы видим, что происходит в Украине, с какой символикой шествуют по улицам молодые люди, каких героев там поднимают на щит. Поэтому и для нас гипотетический риск существует. А значит надо принять упреждающие меры. Чтобы потом не действовать вдогонку. Думаю, что в проект Уголовного кодекса, над которым сегодня работает парламент Казахстана, можно было бы внести соответствующую норму.
Свастика – древний индийский культурно-религиозный символ, который используется многими народами. Слово «свасти», от которого образована «свастика» означает пожелание удачи или приветствие. В традиционном толковании свастика практически всегда имеет позитивное значение, это движение и жизнь. Но применение знака фашистами сделало этот символ практически неприемлемым для использования из-за очень сильных негативных ассоциаций.
Согласно традиционному взгляду, значение свастики зависит от того, в какую сторону она «вращается». Если вращение идет по часовой стрелке (концы загнуты против часовой), то это движение жизни, новое рождение и творчество. А вот свастика, крутящаяся против часовой стрелки (концы в этом случае направлены по часовой, яркий пример – фашистская свастика) означает смерть и разрушение.
Интересно, что сам Гитлер не называл свастику свастикой, вместо этого он говорил «мотыгообразный крест», именно так знак называли и в немецкой прессе: Hakenkreuz.