К 5,5 годам лишения свободы осужден предприниматель Санжар Хусаинов по уголовному делу о мошенничестве, сфабрикованному четырьмя бывшими сотрудниками Медеуского УВД.
На прошлой неделе пресс-служба городского суда Алматы сообщила о приговоре в отношении четырех бывших полицейских — экс-первого замначальника Медеуского УВД Болата Ботабаева, старшего оперуполномоченного Олжаса Едигеулы, оперуполномоченного отдела криминального розыска Асхата Акбаева и следователя Бактыгали Акимбаева, превысивших должностные полномочия при расследовании дела против бизнесмена Хусаинова.
«В сентябре 2014 года в УВД Медеуского района с заявлением обратился Кордай Бекмурзин по факту мошенничества со стороны некоего Санжара Хусаинова, в результате чего ему был причинен материальный ущерб в размере 206 тысяч долларов. Полицейские силой доставили Хусаинова в полицию, а после незаконно удерживали его в течение нескольких дней в камере временного заключения. Согласно материалам уголовного дела, Ботабаев дал указание оперуполномоченному Акбаеву о сопровождении задержанного в АО «Альянс Банк» для снятия денег и в дальнейшем их передаче Бекмурзину. Хусаинов снял со своего счета 55 тысяч долларов и 900 тысяч тенге и передал их Бекмурзину, после чего был отпущен», — говорилось в сообщении.
Редакции медиа-портала 365info стали известны подробности этой истории.
Начнем с того, что Кордай Бекмурзин, написавший заявление на успешного ресторатора Хусаинова, — человек не простой. Сам он в прошлом работал в финансовой полиции, а его брат Елтай до сих пор трудится на госслужбе.
Хусаинов и Кордай Бекмурзин знакомы достаточно давно, но в прошлом году бывший силовик решил податься в бизнесмены. За помощью он обратился к опытному ресторатору Хусаинову. Приятели договорились об открытии совместного кафе.
На эти цели Бекмурзин одолжил Хусаинову 100 тысяч долларов, которые месяц пролежали в банке, пока ресторатор подыскивал подходящее помещение.
Но нетерпеливый компаньон, которому к тому времени в качестве залога по акту приема-передачи ресторатор отписал оборудование на 170 тысяч долларов, решил не откладывать получение прибыли в долгий ящик и… написал заявление в полицию. Да не на 100, а на 206 тысяч долларов. Так и родилось уголовное дело о мошенничестве в отношении Санжара Хусаинова.
— Все эти сотрудники полиции, замешанные в деле моего сына, на самом деле действовали не самостоятельно, а под диктовку братьев Бекмурзиных, то есть работники силовых структур вступили в сговор между собой, чтобы отобрать успешный бизнес у моего сына, — говорит мать предпринимателя Куляш Хусаинова. — Как один из опытных рестораторов в Алматы, Санжар всегда консультировал начинающих бизнесменов. Сотрудничество с одним из них закончилось для моего сына 5,5 годами колонии якобы за мошенничество, которого на самом деле не было. Между Санжаром и Кордаем были гражданско-правовые отношения, тем более заемные 100 тысяч долларов с лихвой перекрыл ресторанным оборудованием, которое было передано жене Бекмурзина по акту приема-передачи. Оборудование исчезло, сын сидит, полицейских, сфабриковавших дело, осудили. И только Бекмурзин ходит на свободе, хотя, по сути, именно он организовал всю эту историю.
На самом деле, приговор суда в отношении четырех бывших полицейских состоялся еще 2 июля, и на него прокуратурой Алмалинского района незамедлительно был подан апелляционный протест. Кстати, подобное в судебной практике случается крайне редко, а еще реже — когда на скамье подсудимых бывшие силовики.
Прокуратуру района не устроил приговор судьи Медеуского районного суда.
«Данный приговор суда является незаконным и необоснованным в виду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильной квалификацией действий осужденных и несоответствием наказания тяжести преступления и личности осужденных, в связи с чем подлежит изменению», — говорится в апелляционном протесте.
Напомним, Ботабаев и Акимбаев были наказаны судом к выплате штрафа в размере 1 млн тенге каждый, а их подельники Едигеулы и Акбаев — к трем годам колонии общего режима, то есть ниже низшего предела.
Прокуратуру Алмалинского района возмутил тот факт, что суд незаконно и необоснованно переквалифицировал действия Ботабаева и Акимбаева на более мягкую часть статьи 308 УК РК, в результате чего они отделались штрафом.
Кроме того, по мнению прокуратуры, суд не придал значения тому, что сотрудники полиции, находясь при исполнении, избили Хусаинова, о чем есть заключение судебно-медицинского эксперта. Никак не отражена в приговоре поездка Хусаинова в наручниках в банк для снятия со счета денег для Бекмурзина. Исчезновение у Санжара Хусаинова почти 10 тысяч долларов во время полицейского досмотра тоже почему-то судом было интерпретировано так, что подсудимые по этому эпизоду вообще были оправданы.
Ну и наконец, больше всего надзорный орган возмущен необоснованным применением в отношении подсудимых полицейских норм статьи 55 УК РК (более мягкое наказание), ведь по нормативному постановлению Верховного суда назначение наказания ниже низшего предела предусмотрено при исключительных обстоятельствах, которые должны быть подробно изложены в приговоре суда.
«Однако судом не приведены исключительные обстоятельства, а лишь приняты во внимание те обстоятельства, которые относятся к смягчающим, — говорится в апелляционном протесте. — Более того, осужденные в содеянном не раскаялись, вину в предъявленном обвинении все не признали. Таким образом, назначенное судом первой инстанции всем осужденным наказание является чрезмерно мягким и не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, основной цели наказания как восстановление социальной справедливости».
Но и это еще не все. Именно Болат Ботабаев, работавший в 2009 году начальником Медеуского РОП, непосредственно причастен к тому, что рядовой алматинец Рахимжан Нигмеджанов почти 7 лет пытается вытащить из-под ареста собственную квартиру, ставшую объектом сомнительного уголовного дела. Кстати, 11 сентября Нигмеджанов написал заявление в Генеральную прокуратуру с просьбой привлечь к уголовной ответственности всех сотрудников Медеуского РОП, которые на протяжении многих лет отравляли ему жизнь.